Мордасова Н.А.
ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЧТЕНИЯ
ПРОВИНЦИАЛЬНОГО СТУДЕНЧЕСТВА: ПОСТАНОВКА ВОПРОСА
Постоянное развитие читательских запросов, формирование у пользователей библиотек и информационных ресурсов региона в целом культуры нового типа – информационной, обусловливают необходимость систематического изучения студенчества как особой читательской категории. На современном этапе сложилась необходимость факторного анализа информационных потребностей студентов, основанного на системно-сравнительном подходе к оценке факторов, а также дифференцированном рассмотрении зависимости информационных потребностей от каждого отдельного фактора. Поскольку существуют значительные различия в социально-экономической, политической, культурной жизни столицы и периферии, постольку эти особенности должны неизбежно накладывать отпечаток на современное провинциальное студенчество при характеристике его информационных потребностей и читательского портрета. В настоящее время влияние факторов внешней среды на формирование информационных потребностей студенчества и его читательский портрет в целом в условиях отдельных регионов протекает под воздействием изменений, происходящих в региональной политике путем перехода от пассивных мер поддержки к стратегии активного самообеспечения. Опосредованное влияние оказывает научная деятельность, развитая на территории региона, уровень социально-экономического и культурного развития.
Изучение студенчества вузов гуманитарного, естественнонаучного, сельскохозяйственного профиля, позволит выявить особенности читательского интереса в зависимости от направления подготовки будущих специалистов и дидактической модели процесса обучения в ряде перечисленных вузов, расположенных в пределах одного региона.
Целью исследования является создание современного комплексного “читательского портрета” студента провинциального вуза как потребителя информационных ресурсов региона, основанного на многоаспектном изучении информационных потребностей и чтения провинциального студенчества (на примере Тамбовской области), а также научное обоснование региональной информационной и образовательной политики в части, касающейся пертинентного информационного обслуживания студенчества.
Основными задачами исследования являются: определение круга основных информационных потребностей студентов, факторов, влияющих на их формирование и источников их удовлетворения; - выявление интенсивности использования информационных ресурсов региона и степени их соответствия информационным потребностям студенчества; исследование уровня информационно-библиографической грамотности студента, читательской направленности и систематичности чтения, изучение места чтения в структуре свободного времени и в процессе подготовки к занятиям; анализ влияния ценностных ориентаций провинциального студенчества на чтение и формирование информационных потребностей; изучение зависимости характеристик чтения и информационных потребностей студентов от специфических условий социокультурной и экономической среды провинциального города.
Современное исследование чтения провинциального студенчества позволит выявить социальные, возрастные, психологические особенности студенчества как читателей, определить перспективы развития их читательских интересов и информационных потребностей, скорректировать учебно-воспитательную работу вуза и библиотек по формированию всесторонне развитой личности специалиста, способного профессионально решать задачи социального и научно-технического прогресса в их органическом единстве.