Актуганова Л.А.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НТБ СГУПС)

Вся работа библиотеки направлена на совершенствование качества обслуживания читателей, активное внедрение компьютерной техники в информационно-библиографические процессы, укрепление имиджа библиотеки вуза как центра культуры, информации, досуга и образования.

Одна из составляющих работы в области информационной культуры – информационное обучение читателя.

Проблема пропаганды библиотечно-библиографических знаний (ББЗ) как части информационной культуры не нова. Обучение читателей самостоятельному поиску информации является исторически традиционным направлением деятельности всех научных библиотек.

Цель обучения – подготовка квалифицированного потребителя информации, легко ориентирующегося в фонде, использующего услуги, предлагаемые в библиотечной и научно-информационной сферах. Одна из основных дисциплин, формирующих информационную культуру в вузе – основы ББЗ.

Библиотека Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) более 40 лет ведет курс “Основы ББЗ”. Слушателями курса являются студенты 1-х, 3-х курсов, дипломники, аспиранты, слушатели профильных классов, обучающихся при вузе.

Студенты, как правило, приходят в вуз с низкой информационной культурой. Они не имеют, за редким исключением, элементарного представления о каталогах, картотеках, справочных изданиях, да и о библиотеках

Научить студента ориентироваться в библиотеке, познакомить его с системой справочной литературы, обучить методике поиска литературы по интересующей теме с помощью каталогов и картотек библиотеки, информационно-библиографических пособий, методике составления списка использованной литературы – задача курса.

Традиционная форма обучения – лекции о правилах ведения и пользования алфавитным и систематическим каталогами, знакомство с картотеками СГУПС, алфавитно-предметный указатель и его значение; рассматривается методика оформления списка использованной литературы к научной работе; виды библиографического описания в соответствии с ГОСТом.

Внедрение компьютерной техники в библиотечно-библиографические процессы, создание электронного каталога, баз данных, выход в Интернет заставили по-иному взглянуть на проблему информационной культуры читателя, будущего специалиста.

В 1993 г. в НТБ СГУПС был начат процесс автоматизации, и на сегодняшний день парк машин составил 40, из них 34 – Pentium. Появилась возможность предоставить читателю выбор пользоваться как традиционными, так и электронными каталогами. Читальные залы оснащены техникой. Изменилась и система обучения студентов основам ББЗ.

В 2000 г. сотрудниками НТБ СГУПС разработан и внедрен курс “Информационная культура специалиста”. Курс состоит из 6 разделов, 11 тем, таких, как:

– “Информационная культура. Информация и ее свойства”, “Мировой информационный рынок”;

– “Электронные каталоги и картотеки. Общая характеристика. Организационно-функциональная структура. Поиск информации в электронных каталогах, в сети Интернет”;

– “Библиография в помощь учебной и научной работе студента”;

– “Традиционные каталоги и картотеки СГУПС. Методика оформления списка использованной литературы к научной работе” и др.

Более глубокое внимание уделено информационной грамотности студентов, источникам информации, зарождению и становлению информационного рынка. На первом занятии запускается анкета “Ваша информационная культура”, которая определяет уровень информационной культуры читателя, где есть обязательный вопрос об умении пользоваться компьютерной техникой.

Умение находить нужную информацию является показателем информационной культуры студента. И этому подчинена вся программа курса. Всего 25 часов: лекций – 14 часов, практических занятий – 11 часов.

Курс имеет преимущественно практическое значение, поэтому учебные занятия проводятся отдельными группами и подгруппами в живой активной форме, сопровождаются практическими заданиями, анкетами, демонстрацией библиографических источников, образцов описания произведений печати. Лекции по истории книги, культуре поведения, роли библиотек в распространении информации и воспитании информационной культуры расширяют кругозор студента, учат понимать и ценить роль библиотек, поднимают престиж профессии библиотекаря. По окончании курса проводится зачетное занятие. Обязательное условие получения зачета – наличие конспекта прослушанных лекций и составление списка литературы на определенную тему. Анализ повторного анкетирования позволяет судить об эффективности проведенных занятий.

Курс – экспериментальный. Он дает положительные результаты. У студентов формируются навыки, умение работать как с традиционными каталогами, так и с электронными базами данных, писать и оформлять научные работы, следить за новинками литературы, работать со справочной литературой и др.

Hosted by uCoz