Дворкина М.Я.

ОСНОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Библиотечная деятельность складывается из двух ведущих комплексов: первый – сбор, аналитико-синтетическая переработка, хранение, обеспечение сохранности документов; второй – предоставление их пользователям, т.е. обслуживание. Без первого комплекса деятельности невозможен второй, без второго – бессмыслен первый.

Основным объектом деятельности первого комплекса является документ, а второго – пользователь библиотеки, заинтересованный в документах, сведениях. Наличие двух разных объектов библиотечной деятельности приводит не только к различию технологии первого и второго комплексов деятельности, но и к противоречию между этими комплексами деятельности.

Действительно, эффект от выполнения деятельности первого комплекса может быть снижен вследствие обслуживания пользователей, поскольку выдача документов часто ведет к их порче, утере. Другими словами: чем меньше документы предоставляются пользователям, чем реже библиотечные материалы покидают стены библиотеки, тем они сохраннее (в то же время, как отмечено выше, полное неиспользование документов делает бессмысленной работу по сбору, переработке, хранению документов). Вместе с тем, пользователи заинтересованы в максимально полном получении библиотечных документов и возможности наиболее удобно ( дома) работать с ними.

С одной стороны, библиотека как учреждение социальной памяти, наряду с архивами, музеями и т.п., должна обеспечить сохранность документов (это подтверждено законом “Об обязательном экземпляре”, в том числе и местном, законом “ О библиотечном деле”), с другой, – она обязана осуществлять предоставление пользователям документов (закон “О библиотечном деле”), в результате чего сохранность документов заметно снижается. Это противоречие объективно и имманентно присуще библиотечной деятельности (в ценностном аспекте оно раскрыто в статье: Дворкина М.Я. Профессиональные ценности библиотекарей // Мир библиотек сегодня.- 1996. - Вып.4.- С.3-8)

Противоречие между сохранностью документов и обслуживанием в сущности выражает противоречие между ответственностью библиотеки перед конкретным сегодняшним пользователем (трансляционная функция библиотек) и ответственностью перед будущими поколениями (культурохранительная функция библиотек), которые не смогут ознакомиться с культурными ценностями, если они будут утеряны.

Высокая стоимость переписки книг и сырья, из которого они изготовлялись, особенно обостряли это противоречие в древности и средние века, когда, чтобы обеспечить сохранность, предоставление книг ограничивалось, книги приковывались цепями и т.п.

Развитие и усложнение социально-экономической жизни, требовавшей большей образованности и знаний от человека, идеалы просветительства, ориентировавшие на образование и воспитание широких слоев населения, новые правовые нормы и особенно распространение книгопечатания содействовали смягчению названного противоречия. Но оно осталось, поскольку изначально свойственно библиотечной деятельности.

Указанное противоречие порождает немало проблем и отражается на разных аспектах деятельности библиотек. Так, для хранения большого количества документов при недостаточных площадях желательно обеспечить высокую плотность размещения документов в хранилище, а для организации обслуживания важно приблизить документы к пользователям, выделить наиболее спрашиваемые, представить актуальные документы на выставках, т.е. максимально вывести их из хранилища, чтобы они стали доступнее пользователям.

Стремясь максимально пополнять свои фонды, библиотеки сталкиваются с проблемой нехватки площадей и часто вынуждены размещать книги в помещениях, предназначенных для обслуживания.

А необходимость обеспечить доступность документов пользователям в соответствии с современными идеями требует от библиотек создания новых подразделений обслуживания, что тоже связано с необходимостью дополнительных площадей, а кроме того, с дифференциацией фонда, выделением подсобных фондов для этих подразделений, что снижает степень сохранн-“:ости документов.

Чтобы сохранить документы, многие библиотеки отказываются от открытого доступа к фонду, позволяющего пользователям самим выбирать книги. Крупные библиотеки (в том числе областные и краевые), прежде всего, в целях обеспечения сохранности документов ограничивают запись в библиотеки учащихся школ, студентов младших курсов вузов, т.е. молодежи, лишая её тем самым возможности пользоваться лучшей библиотекой региона, формировать навыки работы с большими объемами информации.

Существует разрыв между объемом накапливаемой информации и её использованием: при наличии в обществе многих миллиардов документов, миллионов баз данных пользователь часто не получает ответа на свой запрос.

Существование двух основных объектов библиотечной деятельности предполагает значимость и ценность каждого из них для библиотекарей. Но так исторически сложилось, что ценность документа (книги) практически всегда была выше в сознании библиотекарей, чем ценность пользователя (так называемый книгохранилищный уклон). На этой основе складывалась и профессиональная этика, в которой было заложено противоречие между книгой и пользователем. В конце ХХ в. в связи с развитием информационного общества в библиотечной среде получила распространение идея свободного доступа к информации, подкрепленная новыми технологиями, которая предполагает изменение отношения к пользователю библиотеки в сторону расширения его прав и позволяет смягчить исследуемое противоречие.

Тем не менее, каждый библиотекарь в процессе обслуживания в сущности делает свой выбор между помощью читателю и сохранностью книги, решая, например, вопросы: позволить читателю подойти к полкам (при закрытом доступе к фондам), чтобы выбрать самому нужное издание или нет; выдать новому читателю наиболее спрашиваемую книгу; или не выдать из опасения её невозврата; отказать или нет пользователю в выдаче литературы, если он перед этим задержал книги более положенного срока и т.п.

Задача руководителей библиотек, учитывая объективно существующее противоречие между сохранностью документов и их доступностью для пользователей, содействовать его смягчению как традиционными способами ( выставка, подсобная библиотека, метаинформация и т.п.), так и путем использования электронных документов, предоставления пользователям доступа к Интернет и др., чтобы библиотека могла адекватно выполнять свою информационно-культурную роль.

Hosted by uCoz