Гиляревский Р.С.

БИБЛИОТЕКА ПЕРЕД НОВЫМ ВЫЗОВОМ

Во второй раз на протяжении жизни нашего поколения библиотеке как социальному институту брошен вызов. В первый раз это было в 50–60-е гг., когда во всех развитых странах государство стало заботиться о создании систем научно-технической информации. На этот первый вызов библиотеки ответили агрессивно. Один из ведущих американских теоретиков библиотечного дела писал: “Библиотекари, на баррикады!” Время нас рассудило – все становится на свои места. Мы пользуемся, как всегда, одними и теми же техническими средствами и в рамках общей цели и информационной технологии решаем разные задачи. Библиотекари осуществляют доступ к опубликованным документам и формируют информационные потребности общества, а информационные работники удовлетворяют их при помощи содержательной переработки первичной информации во вторичную.

На этот раз вызов оказывается посерьезнее. В течение, по меньшей мере, пяти тысячелетий библиотека работала с текстовыми, по преимуществу, документами. Иллюстрации – таблицы, графики, формулы, рисунки – были вспомогательными средствами хранения и передачи знаний. Теперь появились и быстро получают повсеместное распространение в этом качестве звук и движущиеся изображения, совмещенные с текстом в цифровом машиночитаемом виде. Это чаще всего обобщенно называется электронной книгой, а собрания таких книг – электронной библиотекой, хотя это встречает возражения со стороны ряда книговедов и библиотекарей. Дело не в названиях, но и в них, потому что за терминами стоят концепции.

Проблема, стоящая перед библиотечным делом и ее наукой – библиотековедением, – заключается в том, сохранять ли многотысячелетнюю традицию работы с преимущественно текстовыми книгами (в печатной и электронной форме) или взять на себя ответственность за доступ к знаниям во всех мультимедийных видах. Первое решение этой альтернативы проще реализовать и в человеческом, и в экономическом, и в организационном плане. Но только для библиотечного дела. Общество все равно создаст другой социальный институт для обеспечения доступа к знаниям в мультимедийной форме. Для него уже есть название – медиатека. Библиотека перестанет быть единственным учреждением, решающим в обществе эту задачу. Как знать, не потеряет ли она свой уникальный престиж и не утратит ли позиции и в своей традиционной сфере?

Убежден, что мультимедийные средства передачи знаний быстро овладеют сферами науки, образования, просвещения, т.е. теми областями общественной жизни, где доступ к знаниям является решающим фактором. Возможно, вопросу “Читали ли Вы?” будут предшествовать вопросы “Слушали ли? Видели ли?” В сфере отдыха и развлечений это уже произошло. Еще в 1970 г. на Всемирном конгрессе историков Д.А. Поспелов убедительно доказывал, что компьютерная графика существенно повлияет на изменение характера интеллектуальных способностей подрастающего поколения. Если до сих пор усвоение знаний предполагало большее развитие левого полушария мозга, то теперь оно будет способствовать более гармоничному развитию.

Разумеется, второе решение этой альтернативы потребует коренной перестройки, прежде всего, профессионального мировоззрения библиотекарей, а затем и всей сферы библиотечного дела. Мультимедийные средства – музыкальные и видеокассеты, компакт диски, соответствующие сайты в Интернет – потребуют не только приобретения и освоения соответствующей технологии. Это самое простое и оно необходимо при любом выборе, и, собственно говоря, уже происходит. Гораздо труднее перестроить профессиональное сознание и формирующие ее научные дисциплины: библиотеко-, библиографо- и книговедение. Может быть, не зря их объединили в одну научную специальность.

Убежден, что этот вызов библиотека должна принять позитивно, и не откладывая до того времени, когда альтернатива решится сама собой. Вынужденные решения всегда хуже сознательных.

Hosted by uCoz