Володин Б.Ф.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА КАК КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

Идея создания особого типа научной библиотеки, сориентированной на учет интересов пользователей-гуманитариев, получила воплощение в американской концепции “research library”. Первоосновой такой библиотеки считалось единственное в своем роде, уникальное по глубине раскрытия представленного материала собрание, включающее в себя редкую книгу и архивные материалы. Это собрание предназначалось для пользования только теми читателями, которые занимаются чисто исследовательской работой.

При переводе на русский язык понятия “research library” как “научная библиотека” гуманитарный оттенок исчез. Но этого не произошло в немецком языке, в котором синоним русского понятия “научная библиотека” по-прежнему выражалось понятием “wissenschaftliche Bibliothek”. Понятие же “research library” переведено было как “Forschungsbibliothek”, т.е. “исследовательская библиотека”. Активное же введение в научный оборот и широкое применение понятия “исследовательская библиотека” (“Forschungsbibliothek”) было связано, прежде всего, с именем немецкого ученого профессора Бернхарда Фабиана, автора переведенной на русский язык монографии “Книга, библиотека и гуманитарное исследование” (СПб., 1996).

Принципиальное отличие исследовательской библиотеки как научно-гуманитарной библиотеки от научной библиотеки в более широком смысле выражается в том, что ею пользуются не только как хранилищем научной литературы. Исследовательская библиотека выполняет по отношению к пользователю-гуманитарию и функцию предоставления в виде текстов самого предмета исследования, и даже больше: она предоставляет предмет для исследования и темы для исследования. Исследовательская библиотека является не только “памятью” науки, но и местом работы исследователя, ибо именно там, и чаще всего, только там, исследователь может получить исходный материал для своей научной работы. А это предполагает создание идеальных условий для обслуживания пользователя исследовательской библиотеки.

В исследовательской библиотеке предпочтение отдается обеспечению сохранности фонда, а не обеспечению доступа к нему широкого круга читателей. Именно стремлением сохранить ценный фонд объясняется тот факт, что исследовательские библиотеки никогда не были дружелюбны по отношению к публике. Но все же эта библиотека ведет работу с широкой публикой. Это, например, проявляется в процессе проведения крупномасштабных выставок, к которым исследовательская библиотека готовится основательно и в течение длительного времени. Такие выставки становится событиями в жизни города, региона и даже страны.

Полностью именно на широкую публику сориентированы как постоянные, так и периодически устраиваемые крупномасштабные культурные и общеобразовательные мероприятия, рассчитанные на всех жителей города, в котором находится библиотека, а в определенных случаях и всего региона, или же на определенные категории жителей. Так, одна из эталонных и самых “элитарных” исследовательских библиотек – Библиотека герцога Августа в Вольфенбюттeле, работает активно даже со школьниками. Здесь не только проводятся экскурсии по библиотеке, но и семинары. В качестве одной из составных частей плана культурных мероприятий выделяются “Вольфенбюттельские семинары школьников”. Здесь предусмотрены семинары для учащихся самого Вольфенбюттеля, семинары для учащихся гимназий из соседних и более отделенных городов Нижней Саксонии, например, Брауншвейга, Ганновера, Гёттингена и даже для иностранных школьников, например, для учащихся Кракова.

В 1990-е гг. расширение традиционных рамок роли культурного центра по отношению к крупным научным библиотекам в одних случаях, как например, в отношении Британской библиотеки или Королевской библиотеки в Копенгагене проходило на фоне все более глубокого осмысления роли этих библиотек как исследовательских библиотек. В других случаях этот процесс развивался вне связи с использованием понятия “исследовательская библиотека” и активным восприятием ее концепций, что характерно для большинства крупных научных библиотек в России. Но и здесь наблюдается тенденция к стремлению активно проводить не только традиционные библиотечные книжные, но и художественные выставки, а также организовывать музыкальные концерты и даже оперные и драматические спектакли, показ кинофильмов и т.д. Все это отчетливо проявилось, например, на рубеже XX–XXI вв. в работе Российской национальной библиотеки в Петербурге.

Более точное определение своей роли в новых условиях – условиях информационного общества – в отношении своих традиционных функций классической библиотеки не может не означать, что при этом налицо стремление учитывать особые интересы гуманитарных наук. Библиотека, тем самым, ориентируется одновременно и на элитарного читателя и на широкую публику. Библиотека в некоторой степени компенсирует широкой публике те неудобства, которые возникают из-за различий в характере обслуживания отдельных групп читателей, сознательно элитарного отношения к узкому кругу научных работников. В целом работа библиотеки как культурного центра выводит ее за рамки деятельности библиотеки как мастерской ученого. К науке эта сторона деятельности прямого отношения не имеет, но она связана с гуманитарной природой библиотеки.

Hosted by uCoz