Баранов В.М.

ЕЩЁ РАЗ О СУЩНОСТИ ИНФОРМАЦИИ

Вслед за проф. Ю.Н Столяровым согласимся, что “наука и практика оперируют, строго говоря, неизвестно чем – информацией…не зная толком ни философской, ни физической сущности этого феномена.”

“Ситуация с изучением сущности информации напоминает задачу поистине сказочную: пойти туда – не знаю куда, и принести то – не знаю что.”

В чем причины, отмечаемой Ю.Н. Столяровым сумятицы в данном вопросе.

Причин несколько. Во-первых, на наш взгляд, не определена пространственная локализация явления. Во-вторых, не определены его временные параметры. И в-третьих, не произведено размежевание с родственными явлениями.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ЯВЛЕНИЯ

Информация, как явление, характерна для внутреннего мира индивидуума.

Её можно наблюдать внутренним зрением при включенном сознании, и, конечно же, при наличии определённых условий. Нельзя думать, что это явление открывается всякому, кто его пожелает: требуется определённый тип личности и специальный тренинг.

ОТЛИЧИЕ ИНФОРМАЦИИ ОТ ДРУГИХ РОДСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ

Имеются в виду: знание, смысловая часть слова, сигнальная часть слова, слово в его целостности и мысль, как таковая. Все перечисленные явления открываются только интроспекции - это единственный метод их познания.

Непосредственное знание. Сложность состоит в том, что приходится иметь дело с сущностью не осязательной или мыслительной, а интуитивной, т.е. открывающейся индивидуальному интуитивному опыту.

Непосредственное знание, как феномен, не подлежит вербальной дефиниции, поскольку оно по происхождению довербально, что означает: оно возникает раньше слова. Когда мы мыслим о “горьком”, “сладком”, “теплом” и т.п., мы опираемся не на вербальные определения этих явлений, а лишь вспоминаем субъективный опыт, приобретенный нами чаще всего в младенческом возрасте.

Дать непосредственное знание, передать его можно только путем предъявления индивидууму конкретных условий, в которых он может получить соответствующее переживание. Младенец пробует соль – и приобретает знание. Это знание впоследствии станет частью двухкомпонентного комплекса, называемого “словом”.

Термин “объектный” предпочтительнее, чем термин “объективный”, при характеристике феномена “знание”, поскольку термин “объективный” имеет в языке окраску “отдельности”, “независимости” от субъекта, что не соответствует природе “знания”.

Знание существует, по крайней мере, в трех ипостасях:

● Непосредственное знание, получаемое и передаваемое путем предъявления субъекту соответствующих условий для приобретения того или другого переживания,

● Вербальное знание, передаваемое с помощью слов,

● Производное знание, получаемое путем интеллектуальной обработки осевшего в памяти непосредственного знания.

Знания словесные и производные. Знания всех видов сохраняются памятью. На основе сохраненных памятью знаний возможно “конструирование” объектов в этой же памяти путем “нанизывания” признаков объекта. Результат этой работы называется “конструктом”.

СЛОВО – это система, создаваемая из двух компонентов: “конструкта” объекта и “конструкта” звукоряда, связанных между собой ассоциативно в памяти субъекта.

Смысл слова – это конструкт объекта, связанный в памяти с конструктом сигнала.

ИНФОРМАЦИЯ. При произнесении слова между его отправителем и получателем инициируется физическое возмущение воздуха, которое называют сигналом. Сигнал должен быть сначала воспринят получателем, затем должно произойти распознание сигнала, затем инициирована ассоциативная связь, и, наконец, активизирован данный конструкт в конкретной звукосмысловой паре. Информация – явление коммуникативное по происхождению. Она представляет собой активизированный внешним сигналом конструкт объекта в данной звукосмысловой паре.

ВРЕМЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИНФОРМАЦИИ

Информация, как явление не существует до человека. Это явление наблюдается в тот момент, когда, по крайней мере, два субъекта вступают в общение с помощью слов.

С помощью сигнальных воздействий, волнообразно распространяющихся в воздушной среде от человека к человеку, “оживляется”, активизируется смысловой (“знаниевый”) компонент слова, что, по существу дела, следует называть ИНФОРМАЦИЕЙ.

Информация по природе субъективна. Слово “субъектный” предпочтительнее применять в данном случае, поскольку слово “субъективный” имеет в нашем языке окраску некоторой однобокости, односторонности, ограниченности. Информация, как особое явление, включено во временной цикл индивидуального развития.

В начале у субъекта было знание, потом конструкт объекта, потом сигнал, слово. И лишь где-то на шестом отрезке возникает явление, коммуникативное по своей природе – ИНФОРМАЦИЯ.

Hosted by uCoz