Цветкова В.А.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК

Происходящие в последнее десятилетие перестроечные процессы в экономике страны не могли не затронуть деятельность информационных центров (ИЦ) и библиотек. Следует отметить, что эти два направления в сфере информационных коммуникаций развиваются параллельно, взаимодополняя друг друга.

При этом библиотеки традиционно ориентированы на формирование фондов для обслуживания массового потребителя. ИЦ формируют проблемные фонды и ориентированы на обслуживание целевого потребителя.

Деятельность библиотек в целом отличается большей инертностью к происходящим изменениям в экономике и промышленности, деятельность ИЦ более мобильна и должна быстро реагировать на изменение информационных потребностей. Именно поэтому перестроечные процессы в большей степени затронули ИЦ. Всего за десять лет в хорошо отлаженной структуре Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) произошли значительные изменения. В первую очередь, они коснулись отделов (бюро и т.п.) научно-технической информации предприятий, задачами которых было непосредственное информационное обслуживание потребителей. Практически не сумели переориентироваться отраслевые информационные центры. Хотя они, в большинстве своем, сохранили свое первоначальное название, но фактически их деятельность в настоящее время очень мало связана с информационным обеспечением, если не сведена к сдаче помещений. В этих условиях формирующиеся крупные отраслевые направления, такие, как газовая промышленность и пр., испытывая необходимость в оперативной информации, стали создавать новые информационные структуры или обратились к помощи библиотек.

Библиотеки достаточно внимательно отнеслись к возникшему информационному пробелу, и, в меру своих сил и достаточно ограниченных финансовых возможностей, начали формировать специальные фонды, ориентированные на проблемного потребителя. За небольшую плату библиотеки приступили к информационному обслуживанию этих потребителей. В библиотеках возникли отделы (центры, бюро и т.п.) “деловой” информации. Их задача состоит в том, чтобы предоставить необходимую информацию нарождающемуся бизнесу, как с точки зрения правовых вопросов его деятельности, так и состояния целевого рынка, адресных подборок, цен и пр. Понимая, что формирование подобных фондов удовольствие дорогое, библиотеки стали развивать взаимодействие друг с другом в рамках МБА, а также широко использовать возможности Интернет и электронной почты. Следует отметить, что библиотеки оказались восприимчивы и к новым информационным продуктам, и к новым информационно-библиотечным технологиям, основанным на идеологии электронных ресурсов, телекоммуникационного доступа к ним, технологии Интернет.

В результате создалась ситуация, когда отраслевые ИЦ в результате бесконечных отраслевых перестроек, в большинстве своем, утеряли своего потребителя и навыки информационного обслуживания, а библиотеки, поскольку всегда стояли “лицом к лицу” с потребителем, вынуждены были взять на себя эти функции, и выполнять их в меру своих сил и возможностей. Кроме того, стала формироваться сеть информационных структур новыми отраслевыми направлениями, по сути параллельная существующим и не сумевшим переориентироваться отраслевым ИЦ.

Учитывая, что информационные структуры, включая библиотеки, практически никогда не функционировали на принципах самоокупаемости, а их деятельность поддерживалась (и поддерживается) либо федеральным бюджетом (библиотеки и всероссийские ИЦ), либо соответствующими отраслевыми объединениями, возникает вопрос, куда будет направлен скудный финансовый поток и до какой степени он будет раздроблен между“старыми” и “новыми” ИЦ и библиотеками.

Эта одна из проблемных задач, которая требует выработки определенных подходов, возможно, со стороны сохранившейся части ГСНТИ. В рамках формирования новой концепции развития ГСНТИ в качестве конкретных приоритетных задач по воссозданию государственной части национальной инфраструктуры в современной России, видимо, должен быть проработан ряд вопросов, связанных с:

- организацией информационного сервиса для обслуживания отраслевого (промышленного) направления и бизнеса в части научной и технической информации;

- включением информационной составляющей как обязательного элемента в государственные программы отраслевых и проблемно-ориентированных НИОКР;

- консолидацией деятельности библиотечных и информационных структур в выработке стратегии позиционирования на информационном рынке в условиях ограниченности финансовых ресурсов и возможностей, предоставляемых новыми технологиями в части формирования и доставки информации (системы электронной доставки документов).

Hosted by uCoz