Трушина И.А.

ИНТЕРНЕТ И БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Интернет принес не только новые возможности удовлетворения читательских потребностей, но и новые обязанности библиотечного работника, ставшего своеобразным менеджером точек доступа к Сети.

В связи с наличием web-ресурсов “сомнительного характера – это, прежде всего, ответственность за предоставление публичного доступа к Сети, которая должна базироваться на основе профессиональных принципов. Однако положение библиотекаря, принимающего этическое решение о доступности информации, получаемой через Интернет, затрудняется тем, что пока в нашей стране нет соответствующих документов, рекомендаций общероссийского характера.

Есть ли принципиальное различие между этикой традиционной и недавно возникшей областью киберэтики? Обе они основываются на идеологии доступа к информации. Недавно принятый РБА “Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря” рассматривает свободный доступ к информации как неотъемлемое право личности. Это положение можно отнести и к этическим требованиям работы библиотекаря в сфере Интернет.

Однако в Кодексе нет соответствующих понятий, и киберэтика для библиотекаря – пока явление новое.

Возможно, это объясняется тем, что проблема еще не может носить столь практического характера, как, например, в библиотеках США, где 73,3 % публичных библиотек предлагают пользователям доступ к Интернет, где 89% бесплатных средних школ подключены к Интернет и где всерьез озабочены обязательной инсталляцией фильтров на компьютеры, подключенные к Интернет. Ситуация такова, что в России 19 федеральных, 89 центральных универсальных библиотек субъектов Федерации и около 50000 публичных библиотек. Однако подключение к Интернет за последние несколько лет коснулось сравнительно небольшого числа государственных библиотек, при том, что наличие технического оснащения, необходимого для подключения к глобальным коммуникационным сетям оставляет желать лучшего. Так, например, по показателям Министерства культуры, в центральных универсальных библиотеках субъектов Федерации количество компьютеров на 2000 г. составляло 3364, (в среднем 38 компьютеров на библиотеку). За период с 1993 г. количество машин было увеличено на 1464,7 %, поскольку в 1993 на 89 центральных библиотек приходилось всего 215 компьютеров. По программе ЛИБНЕТ “Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети”, утвержденной на заседании коллегии Министерства культуры России 8 октября 1997 г., к Интернет подключены все федеральные библиотеки системы Министерства культуры, а также центральные библиотеки субъектов Федерации. Региональные библиотеки подключаются к Интернет за счет средств местных бюджетов. Однако это не носит массового характера. Кроме того, подключение идет за счет программы Представительства Института “Открытое общество” в Российской Федерации “Российские библиотеки в Интернет” на конкурсной основе.

Пока каждая библиотека старается решить проблему степени свободы доступа к web-ресурсам по-своему, путем установки фильтров на библиотечном сервере, при помощи правил работы в Интернет.

В настоящее время в большинстве библиотек запрет доступа к порно-сайтам и сайтам, пропагандирующим насилие, видится очевидной обязанностью библиотеки оградить читателей от той сферы ресурсов Интернет, где он выступает в роли “опасного искусителя, полного пороков”.

Обычно цензурирование web-ресурсов в библиотеках осуществляется путем фильтрации на сервере, ответственность за которую несет системный администратор. Чем руководствуются системные администраторы? Многие из них не знают о существовании рекомендаций международного характера по вопросам фильтрации информации в Интернет в учреждениях культуры, кодексов поведения в Интернет.

В связи с абсолютной “прозрачностью” потребителя web-информации на основе современных коммуникационных средств, возможностью анонимной фиксации любого его шага в Сети, записи пользовательских запросов, предоставляющей в распоряжение библиотекаря все больше информации, которая по сути своей является конфиденциальной, возникает еще одна этическая проблема – проблема конфиденциальности потребителя информации. Она пока не находит однозначного решения в российских библиотеках. В большинстве случае принцип конфиденциальности не соблюдается и может использоваться в чьих-либо субъективных интересах. Понятие киберэтики должно стать элементом библиотечной этики.

Hosted by uCoz