Стахевич А.М.

ЭВОЛЮЦИЯ ВИДОВ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ВУЗА В XXI ВЕКЕ

Предмет нашего исследования ограничивается процессами, протекающими в научных (научно-технических) библиотеках высшей школы: университете, академии, институте. Среда, в которой реализуются эти процессы, и условия, определяющие работу научных библиотек (НБ) высшей школы, отличают их от других библиотек, в частности, от массовых (публичных) библиотек. Вузы страны давно являются центрами науки и передовых технологий (см., напр.: Научные школы МАДИ (ТУ): История создания и развития научных школ. - М., 2000. - 315 с.; Труды учёных МАДИ (ТУ): Библиограф. указ. 1975-2000. - М., 2000. - 250 с.; Тульский ГУ: Научные школы 1980-2000 годы. - М., 2000. – 368 с.; Научные школы Волгоградского ГТУ: История становления и развития. - Волгоград, 2000. - 296 с.; От землемерной школы до университета: Очерки истории Государственного университета по землеустройству за 1779-1999 годы. - М., 1999. - 512 с.; Труды учёных ГУ по землеустройству: Библиограф. указ. 1930-1998. - М., 1999. - 473 с.;), что объективно не может не влиять на деятельность их НБ.

В ХХ в. господствовал, главным образом, один вид НБ – бумажный, где доминировали процессы, в основе которых лежит бумажный носитель информации. Дело в том, что сущностные составляющие этого вида библиотеки, будь то людские (читатели, сотрудники) или денежные ресурсы, здания или помещения, фонды, каталоги или картотеки, средства коммуникации или малой механизации - все они так или иначе связаны с использованием бумаги: книг, журналов, газет, каталожных карточек, сопроводительной документации, денежных купюр, договоров и смет.

Несмотря на то что последовательное освоение НБ различных технологий (микрофильмирования, ксерокопирования, автоматизации и оцифровывания), безусловно, вносило и вносит количественные и качественные изменения в работу НБ, всё равно они пока не изменили её бумажной сути и бумажного вида. Насколько нам известно, даже в самых технологически продвинутых НБ вуза электронная или цифровая часть библиотечных фондов не превышает 5%. Вот почему, нужно ещё время, может быть, 10–15 лет, чтобы количественные изменения всех составляющих НБ позволили говорить о её новом качественном состоянии и соответственно о её новом цифровом (электронном) виде.

В XXI в., отличающемся небывалым динамизмом, по-видимому, получат развитие не один, а сразу несколько видов НБ. В специальной (не библиотечной) литературе уже давно обсуждаются вопросы практического использования микро- и наноэлектроники и соответственно микро- и наноэлектронных технологий; нейро-, био- и генной информатики и соответствующих им технологий. Эти и другие разработки ведутся в различных вузах страны (см., напр.: Физтех - взгляд в будущее: 1946 -1951-2001…- М., 2001- 664 с.). Причём многие из них уже давно не имеют грифа секретности. Следовательно, близок тот час, когда они лягут в основу новейших информационных технологий и получат практическое применение в деятельности библиотек.

Таким образом, XXI в. станет веком активного внедрения в практику работы НБ новых видов информационных технологий (новых носителей информации) и поэтому можно с определённой долей уверенности говорить о том, что на смену бумажному виду НБ придёт сначала цифровая, затем “нейро- ”, а потом “генная” библиотека.

Тенденция к максимальному информационному и интеллектуальному насыщению минимальной среды очевидна, равно как и тенденция к максимальной комфортности её использования при минимальных усилиях.

Уверенность в активной изменчивости видов НБ вуза исходит из предчувствия кардинально новых внешних и внутренних факторов (условий), в которых придётся жить, работать и развиваться высшей школе XXI в. – века приватизации вузов, их беспрецедентной и бескомпромиссной конкуренции друг с другом за инвестиции и как следствие этого повышенного внимания к вопросам информационного обеспечения науки и учебного процесса.

Всё сказанное имеет важное практическое значение, поскольку речь идёт о судьбе НБ вуза. Прежде всего, надо признать неизбежность прихода, хотя бы цифрового (электронного) общества и связанного с ним нового цифрового (электронного) вида образования и НБ вуза. Если приход такого общества в нашу страну в наименьшей степени зависит от НБ, то смена парадигмы развития НБ, как правило, является прерогативой её руководства. Поскольку постепенный, эволюционный переход от бумажной библиотеки к цифровой потребует от коллектива НБ существенных усилий, стратегия и тактика преобразований должна быть выстроена руководством НБ заранее. В специальной литературе (журналах “Научные и технические библиотеки”, “Библиотековедение”, “Библиография”, “Библиотека”) и общепризнанных международных мероприятиях (научно-практических конференциях в Судаке, Звенигороде, Тарусе и трудах настоящей конференции) материалов по этому аспекту проблемы предостаточно. Важно, чтобы НБ вуза не плелись в хвосте намечаемых грандиозных изменений высшей школы. По меньшей мере, это не практично.

Hosted by uCoz