Старущенко Г.П.

ОСНОВА БИБЛИОТЕЧНОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ
(К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЯХ И ОПРЕДЕЛЕНИЯХ)

Теория любой осмысливаемой предметности строится и совершенствует себя разработкой понятий и определений. Многие понятия, являясь ключевыми, определяют границы науки, а ее концептуальный и инновационный потенциал

зависит от понимания и интерпретации новых явлений, определяющих как развитие научной дисциплины, так и поступательное движение практической деятельности.

В конце прошлого века итогом успехов и достижений библиотечной науки явилась стандартизация терминов и определений, фундаментальных базовых понятий, сформировавшихся в библиотечном деле, что способствовало созданию единых подходов как в разработке стратегических направлений в целом, так и решению частных задач. Был подготовлен ряд фундаментальных справочных изданий, посвященных понятийному аппарату. “Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знаний” (М., 1995) включил более 3000 терминов. Однако, как отмечали составители, учитывая незавершенность преобразований, в дальнейшем потребуется уточнение многих терминов. Необходимость в этом ощущается сегодня весьма остро.

Происходящие социальные изменения, смена системы культурных ценностей и норм, создание государства нового типа – эти и другие факторы в комплексе существенно изменили содержание, суть функционирования библиотек, потребовали пересмотра параметров работы, структуры, целенаправленного выбора поведения в конкретных условиях. Новые реалии привели к существенному отставанию понятийного аппарата, не отражающего происходящих преобразований и стремительных изменений в библиотечной деятельности, что ведет к отсутствию единодушия, согласия в терминах, понятиях, оценках и прогнозах, является свидетельством - теоретическая мысль не успевает за социальными переменами и предложениями.

На страницах профессиональной печати одной из главных проблем остается комплектование. Нерешенность терминологических проблем в этой области ощущается весьма остро, в частности, в отношении основных понятий как экземпляр, дублет и др. В полной мере это относится к такой категории меры как полнота (пополнение, наполнение и т.п.), которая является главной качественной характеристикой формирования документного фонда. Специалистам остается только констатировать, что до сих пор нет единого мнения: норма достаточности комплектования понимается всеми по-разному. В силу общеизвестных причин, на которых нет смысла останавливаться, национальные библиотеки получают 50-60% издательского репертуара, а разброс поступлений по центральным универсальным библиотекам составляет от 2 тыс. до 30 тыс. назв. книг. В то же время до сегодняшнего дня мы не в состоянии сказать хорошо это или плохо и на сколько, какой процент полноты должен быть для текущих поступлений, каков допустимый процент пополнения и неполноты и где та грань, тот предельный разрыв между информационными потребностями и возможностями библиотеки, которые ведут к противоречиям: неполноте и непополнимости и т.д.

Для РНБ обеспечение полноты документного фонда является важным уставным требованием, а практическое содержание, выполняемых библиотекой задач, настоятельно требует новых подходов. В рамках исследования “Концепция развития и полнота фондов РНБ” НИО библиотечных фондов был проведен экспертный анализ с привлечением ведущих специалистов библиотеки (40 чел.). Одной из его целей было уточнение понятийного аппарата, связанного с полнотой фонда как категорией меры, ее содержательными, количественными сторонами. В ходе опроса были получены сведения, позволяющие сделать вывод, что существующие определения взаимно дополняют друг друга с точки зрения содержания и формы и представляют в совокупности понимание полноты как единого целого в нескольких аспектах.

Полнота является свойством определенной формальной системы и характеризует достаточность для конкретных целей с учетом фиксированных критериев (содержательных, формальных и пр.). Сама же система, в частности, в роли которой выступает и библиотека выполняет определенный набор правил, определяющих способы сбора, накопления, передачи, обработки, хранения и т.п. документов, а также выдачи их всем заинтересованным пользователям. Опрос специалистов дал возможность выразить определенные закономерности, которые заключаются в следующем: полнота фонда определяется конкретными задачами, функциями, выполняемыми библиотекой (независимо от типа, вида, подчиненности и т.п.) в определенный исторический период и на определенной территории (т.е. с учетом времени и места). Все вышесказанное получает отражение непосредственно в профиле наполнения фонда, в его содержательном, видовом и прочем разнообразии, который и является той высшей границей полноты, к которой стремится каждая библиотека.

Рассмотрение понятия полноты тесно связано с определением лакуны, имеющим в настоящее время расплывчатый, формальный характер и отожествляемым с пробелом документа (его части) в составе фонда. Несмотря на видимую простоту, этот вопрос не менее сложен. Учет высказанных суждений дал возможность определить лакуну как отсутствие в фонде в соответствии с профилем комплектования библиотеки отечественных, зарубежных документов – в материальной и нематериальной форме, поступающих по ОЭ и не проходящих по ОЭ, призванных удовлетворить потребности сегодняшних и завтрашних пользователей данной библиотеки. Подобная дефиниция, на наш взгляд, позволяет в дальнейшем, учесть необходимость смыслового разграничения, отхода от синонимии между понятиями лакуна, пробел, пропуск и др., конкретизировать их специфику, особенности. Причем, важным представляется также учет того, что, хотя лакуна, пробел не видимы, они реальны для пользователя, как и наличие документа в фонде. По сути лакуна является единицей измерения неполноты или степени полноты, а ликвидация лакун – процессом (категорией), влияющим на уровень полноты и изменяющим его. В связи с этим она должна иметь не случайный характер, а систематический и целенаправленный.

Любая категория качества требует измерения. В тоже время опрос центральных научных библиотек регионов, проведенный РНБ в 1999 г., ведущих специалистов РНБ в 2001 г. показал, что какая-либо методика измерения полноты фонда не используется, однако ее необходимость несомненна. Определенные математические подходы, методы решения, связанные с управлением комплектованием библиотечных фондов предложены в работах В.В. Шилова. По мнению экспертов РНБ, категорией меры полноты является непосредственно профиль комплектования, а его совершенствование – важнейшим процессом, как и методики, критериев, признаков отбора и т.д. в целях качественного удовлетворения информационных запросов пользователей.

Hosted by uCoz