Паус И.И.

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ “ЧИТАТЕЛЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ БЕЛАРУСИ: ПОИСК ПУТЕЙ
ОПТИМИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ”

Наше время – время перемен, которые отражаются и на работе учреждений культуры. Для того чтобы перемены в работе библиотек носили конструктивный характер и способствовали оптимизации их деятельности, библиотекарям необходимо знать, чего ждут от библиотеки читатели, какой видят ее работу и роль в обществе, ее будущее. Не менее необходимо сотрудникам библиотек знание своей реальной и потенциальной читательской аудитории, понимание того, для кого работает библиотека, на чьи запросы и ожидания она должна ориентироваться в своей деятельности. Такое знание поможет сотрудникам библиотек строить свою деятельность

с максимальным учетом потребностей населения, находить резервы, новые интересные и полезные формы работы, доводить до каждого реального и потенциального читателя необходимую именно ему информацию.

Одним из самых эффективных способов получения этой информации являются социологические исследования. Они дают возможность изучать как институциональные параметры деятельности самой библиотеки, так и отслеживать изменения реальных потребностей различных социодемографических групп читателей. Грамотная работа социологов не только дает информацию для принятия решений в той или иной области, но и способна повлиять на отношения людей к тем или иным процессам. Учитывая возможности социологических исследований, в 1990 г. в Национальной библиотеке Беларуси (НББ) была создана исследовательская группа социологии чтения и библиотечного дела, которая занялась изучением читательского поведения и читательской аудитории.

В связи с тем, что с 1991 г. началось реформирование деятельности НББ с изменением ее статуса как главной библиотеки страны и новыми вставшими перед ней целями и задачами, возникла необходимость расширить и поле деятельности библиотечной социологической службы. Она стала заниматься комплексным анализом основных проблем существования и функционирования библиотеки как социального института. Параллельно в поле внимания социологов попала тема кризиса библиотек и библиотечного дела в условиях социальных трансформаций общества.

В ходе проведенных НББ совместно с другими библиотеками Беларуси серии исследований в первый период существования группы социологии чтения и библиотечного дела было опрошено более 10 тысяч абонентов библиотек, а также групп потенциальных читателей – опрашивались представители национально-культурных обществ, школьники, учителя, читатели, переставшие посещать библиотеку. Отдельно изучались профессиональная деятельность библиотечных работников и их представление о месте и возможностях библиотеки в современной социокультурной ситуации. В результате были выявлены основные параметры читательской аудитории и характеристики читательского поведения, были прописаны “портреты” всех основных социодемографических групп читателей и зафиксированы их информационные потребности. Была предпринята попытка типологии читательских аудиторий различных типов библиотек (НББ, специализированных, массовых, публичных) на разных (вплоть до сельской библиотеки) уровнях их функционирования. Полученные результаты и сделанные выводы сохраняют свою актуальность и сегодня. Однако они требуют уточнения в связи с вновь возникшими или обострившимися “старыми” проблемами:

- все динамичнее, изменчивее и неоднороднее становится читательская аудитория НББ;

- резко изменяются информационные потребности, их структура и требования к библиотечному обслуживанию;

- существенны изменения в параметрах работы читальных залов в условиях внедрения компьютерных технологий;

- низкое использование подсобных фондов и т.д.

Этот далеко не полный перечень вновь возникших проблем и вопросов стимулировал принятие новой комплексной исследовательской программы “Читатель Национальной библиотеки Беларуси: поиск путей оптимизации обслуживания”, поставившей новые задачи и по ее социологическому обеспечению:

- составить социально-демографический портрет читателя НББ;

- выявить основные группы пользователей читальных залов НББ;

- изучить динамику читательской аудитории библиотеки;

- определить характер информационных запросов разных категорий читателей;

- проанализировать возможности НББ по удовлетворению запросов читателей.

Запланированное исследование призвано, в конечном итоге, дать аргументы “за” или “против” прорабатываемой сейчас в НББ ее институционной модели как научно-публичной библиотеки.

Hosted by uCoz