Нохрин Ю.В.

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ:
ИХ МЕСТО В БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЕ

Со времен изобретения книгопечатания происходила отработка процесса доведения до пользователя его результатов. Путем проб и ошибок в течение нескольких столетий сложилась система технико-экономических взаимоотношений от автора до читателя, условно разделенная на три составляющие: издание, книгораспространение, библиотеки.

Каждая из этих систем выполняла возложенные на них задачи, оптимальным образом распределив функции доведения до пользователя информации. Современные достижения информационных технологий позволили кардинально изменить технологические процессы издания литературы, которые оказались настолько серьезными, что позволяют издательствам вторгаться в сферы, ранее им не присущие. Издательства не имеют технических ограничений на выполнение части функций книготорговой и библиотечной деятельности, например, продажа электронного образа выпускаемых книг через Интернет-магазин, предоставление доступа пользователю к электронному каталогу издательства.

Сложившаяся ситуация нарушает равновесие между “издательствами –магазинами – библиотеками”, что нашло свое отражение в появлении новых подходов в рамках традиционной деятельности, в том числе и в библиотечном деле. Внедрение новых информационных технологий произошло настолько стремительно, что библиотечная общественность оказалась к ним не готова как в теоретическом, так и в практическом плане.

Процесс автоматизации в библиотеках происходит в нескольких направлениях: автоматизация традиционных библиотечных процессов (запись читателей, регистрация поступлений, выдача литературы и т.д.), ретроконверсия каталогов, перевод части фонда или отдельных изданий в электронную форму, приобретение баз данных и предоставление их пользователю.

Выполненные за последнее десятилетие работы по созданию баз данных, дальнейшее совершенствование информационных технологий и снижение стоимости технических средств позволили библиотекам перейти к новому этапу предоставления информации пользователю – доступ к массивам данных по каналам связи. Это направление деятельности обозначается общим термином “электронная библиотека”.

Реализация данного подхода (создание электронной библиотеки) требует от библиотек проведения комплекса организационно-технических мероприятий, включающих разработку новых методик создания и функционирования электронных библиотек, техническое перевооружение библиотек, разработку прикладного программного обеспечения, подготовку и переподготовку специалистов. Все это требует значительных финансовых средств и понятно, что в рамках собственно библиотек не может быть реализовано.

Библиотеки готовы выполнить свою часть работы по созданию электронных библиотек, но основным тормозом, на наш взгляд, является отсутствие достаточного финансирования. Но даже если библиотеки получат средства, это не решит проблему. Библиотека выполняет только часть работ по функционированию электронной библиотеки (создание в электронном виде массива данных, обработка поступающих запросов от внешних пользователей, ответ на эти запросы). Пользователь электронной библиотеки также должен иметь соответствующие технические средства. Но даже и в этом случае проект электронной библиотеки не может быть реализован без соответствующих каналов связи.

Таким образом, электронная библиотека может функционировать, если реализованы, на достаточном уровне, следующие составляющие: массив данных – система “запрос-ответ” – канал связи – пользователь.

В настоящее время отдельные проекты по созданию электронных библиотек носят закрытый характер, так как основная масса пользователей не может получить к ним доступа по техническим или финансовым причинам.

Но это не значит, что библиотеки должны прекратить исследования и работы в этой области, поскольку это позволит библиотекам накопить, с одной стороны, определенные массивы данных в электронном виде, а с другой, – выработать методологические и практические подходы к реализации электронных библиотек, осуществить переподготовку кадров.

Электронные библиотеки находятся на начальном этапе своего развития, когда нет не только четкого понимания места электронной библиотеки в традиционной системе обработки информации, но и не решены многие как научные, так и технические вопросы их создания.

Ценность информации увеличивается, если период от ее возникновения до поступления к пользователю имеет тенденцию к сокращению. В некоторых случаях это является основным критерием обращения к услугам хранилищ данных, в том числе и электронных библиотек.

Существующая ситуация дает возможность библиотекам осмыслить происходящие в информационном мире перемены и быть готовыми занять свою нишу в области получения, обработки и предоставления информации. В противном случае, на наш взгляд, библиотеки могут потерять свои позиции и будут заменены другими институтами.

Hosted by uCoz