Добровольский В.В.

К ВОПРОСУ О НОВОМ НАЗВАНИИ КУРСА “ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ”

История науки дает нам немало примеров возникновения многолетних, но бесплодных научных дискуссий, предметом которых является терминология. Значительная часть из них посвящена вопросу: каким термином обозначить то или иное явление. Не имея достаточных аргументов, противоборствующие научные силы пытаются склонить чашу весов с помощью привлечения на свою сторону большинства научного сообщества. Процесс этот, как правило, длительный и трудозатратный. Вместе с тем для решения проблемы часто достаточен мировой договор, джентльменское соглашение называть яблоко – яблоком, а грушу – грушей. Ведь с таким же успехом можно доказывать обратное, так как любой термин несет на себе печать условности. Иногда один из конкурирующих терминов несколько больше, чем другой (другие) отражает имманентность явления, его основные характеристики.

Подобное положение складывается и с названием общепрофессиональной дисциплины “Документо-ведение”. Предлагается называть данный курс – “Документология”. Безусловно, что для такого предложения имеются веские основания. Термин “документоведение” давно и прочно вошел в научную и образовательную среду, но обозначает он в общепризнанном плане довольно узкую среду изучения документов, относящихся лишь к управленческой деятельности. С введением курса “Документоведение” в учебные планы подготовки специалистов библиотечно-информационного дела, содержание термина значительно расширилось. Для конституциирования этого расширения предназначен термин “документология”.

Поддержать принятие данного предложения мешает несколько, на наш взгляд, серьезных обстоятельств. Часть слова – “логия” более характерна для теоретических дисциплин, в то время как для документоведения, читаемого на 1-2 курсе вуза, характерно описание свойств конкретных видов документов и здесь более уместен термин “документография”. Тем более, что подобные тенденции проявляются в развитии других наук, в частности этнографии. Сейчас термин обозначает конкретные описания культуры и быта народов, а термины “этнология” - теоретические вопросы данной области знания. Можно найти ряд других примеров: ампелография – наука, описывающая свойства конкретных видов и сортов винограда и др. Кроме того, нельзя допускать излишней теоризации учебных курсов: производству нужны специалисты-практики, а теоретической подготовке соответствуют магистратура и аспирантура.

В сравнении с объемом термина “документоведение” документология более узка и воспринимается как теоретическая часть учебного курса, каковой она не является. Морфологическое построение термина “документология” нарушает общую традицию, которая сложилась в библиотечном деле: “библиотековедение”, “библиографоведение”, “книговедение”, “читателеведение” и т.д. Введение нового термина несет и отрицательный психологический подтекст. Пять лет действовал образовательный стандарт, в котором фигурировало документоведение. Термин “документология” только вводится в научный и образовательный оборот (неясно приживется ли он) и вводить его в новый образовательный стандарт как устоявшееся явление было бы некорректно.

В настоящее время представляется целесообразным сохранить прежнее название курса – “документоведение”, которое вполне может иметь несколько смысловых значений и объемов содержания в зависимости от типа и профиля учебного заведения, где данный учебный курс преподается.

Hosted by uCoz