Шлыкова О.В.

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО НЕПРЕРЫВНОМУ БИБЛИОТЕЧНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Участие специалистов в работе конференций, круглых столов, семинаров является продуктивной формой профессионального развития и самообразования библиотечных специалистов. Обсуждение с коллегами назревших проблем библиотечного образования на различных стадиях и уровнях его развития, дискуссии вокруг спорных вопросов и выработка совместных рекомендаций по его совершенствованию стали главными целевыми установками для участников и организаторов 2 международной конференции “Перспективы непрерывного образования библиотекарей и информационных специалистов” (Москва, 4-6 декабря, 2001), проводимой Школой Рудомино ВГБИЛ совместно с секцией библиотечной профессии, кадров и непрерывного библиотечного образования Российской библиотечной ассоциации при поддержке Института Открытое общество – Россия.

Более 50 докладов представителей различных регионов России, СНГ и стран дальнего зарубежья прозвучало на трех секциях конференции:

I. “Современные требования к проблемам повышения квалификации библиотечных и информационных специалистов”;

II.“Инновационное и традиционное в содержании учебного процесса для информационных и библиотечных специалистов”;

III. “Новые подходы в реализации программ профессиональной подготовки информационных и библиотечных специалистов”. Основные тезисы выступлений нашли отражение в сборнике докладов конференции на 192 стр., а часть из них в очередном бюллетене “Непрерывное библиотечное образование” и материалах “Летней библиотечной школы”, выпускаемых учебным центром “Школа Рудомино” и Центром прикладных гуманитарных технологий.

Впервые на конференции выступила группа библиотечных специалистов из закрытых городов, в которых особая жизнь, в том числе и профессиональная с ее законами миграции библиотекарей из одного закрытого города в другой, заботами об экологии природы и экологии культуры в целом. Уникален в этом плане опыт г. Озерска в проведении конкурсов, фестивалей, а также в работе с грантодателями.

Из 20 докладов, прозвучавших на секции, 2 – по среднему специальному библиотечному образованию: один посвящен блочно-модульному обучению базовым дисциплинам: “Библиотечные каталоги”, “Библиотечные фонды”, “АСОД”, в емкой форме позволяющему интенсифицировать учебный процесс в Ростовском колледже культуры, второй – связан с интересными находками преподавателей Челябинского колледжа культуры в области практически-прикладной направленности обучения учащихся: введение на выпускных государственных экзаменах практического задания по специальности с использованием электронного каталога, что позволяет наложить теоретические знания учащихся на канву практической профессиональной деятельности, приблизить учебную лабораторию к библиотечным реалиям.

Большое место на секции заняли вопросы вузовской подготовки кадров. Наряду с вопросами глобального характера – построения многоуровневой модели системы непрерывного библиотечного образования (общее библиотечное образование: бакалавр; продвинутое образование – магистр, специалист; специализированное образование: менеджер, преподаватель; уровень научной аттестации: кандидат наук, доктор; адаптационное производственное обучение; обучение на рабочем месте; повышение квалификации; самообразование – Э.Р. Сукиасян, РГБ Москва) рассматривались и такие частные, но существенно важные проблемы, как специализация студентов. Это уникальная специализация, открытая на бюджетной основе в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств, – “Информационно-психологический консалтинг”, которая нацелена на подготовку экспертов-текстологов по проблемам авторского права.

Два доклада прибалтийских коллег охватили круг вопросов, связанных с использованием европейской модели подготовки кадров – бакалавров социальных наук по библиотековедению и информатике, а также с опытом подготовительной работы над проектом дистанционного обучения библиотекарей (в котором участвуют 10 партнеров – представителей европейских государств и выделено 300 тыс. евро от ЕвроСоюза, Фонда Леонардо да Винчи на его реализацию). Проект предполагает три курса дистанционного обучения библиотекарей (2 недели по 8 час.): “Основы Интернет для начинающих”, “Интернет для продвинутых библиотекарей”. “Дизайн и мастеринг библиотечных сайтов”.

Теоретико-методологические аспекты дистанционного образования библиотекарей, обзор зарубежных программ подготовил аспирант МГУКИ, подчеркнув, что в России еще нет сложившейся системы ДО в библиотечном деле, нет ни одной целостной он-лайновой библиотечной программы, но разрабатываются учебные курсы и электронные учебники, в частности на кафедре виртуальных коммуникаций. Проект совместного создания электронного пособия по библиотечной педагогике готовится усилиями кафедры социологии чтения Санкт-Петербургского университета культуры и искусств и Герценовского педагогического университета, который в перспективе рассчитан на развитие информационной образовательной среды и реализацию концепции виртуального университета.

С секретами успешного построения программ переподготовки и обучения кадров на местах поделились представители Архангельской областной библиотеки, 11 сотрудников которой вместе с начальником отдела реализации культурной политики комитета по культуре областной администрации прошли тренинги в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и разработали пути трансляции полученных знаний в своем регионе.

Со своим колоссальным опытом работы учебных центров, курсов повышения квалификации поделились библиотекари Казахстана, Пскова и др. городов, а также Шилутской публичной библиотеки им. Ф. Байорайтиса (Литва), где из 19 библиотекарей 16 владеют компьютером, все 19 знают по 3 иностранных языка, имеют международные сертификаты, подтверждающие их профессиональный статус.

Какой же главный вывод? Не останавливаться на достигнутом и, переосмыслив свой опыт и опыт коллег, стремиться обогащать профессиональный багаж знаний и реализовывать свой потенциал. А новые конференции, семинары будут стимулировать наши начинания и открывать новые горизонты профессиональной библиотечной деятельности, которой мы служим и учимся всю жизнь.

Hosted by uCoz