Чудинова В.П., Михайлова А.И.

БИБЛИОТЕКАРИ И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

В последние два года процесс модернизации библиотек, внедрения в работу центральных детских библиотек России новых информационных технологий (НИТ) идет особенно интенсивно. К 2000 г. только в 10 из 74 библиотек субъектов Российской Федерации пока нет ни одного компьютера. В 42 библиотеках установлены автоматизированные библиотечно-информационные системы, в 30 налажены локальные вычислительные сети. Ежегодно библиотеки расширяют сферы применения ПК в библиотечных процессах. В последние годы во многих библиотеках появились новые отделы, секторы, которые заняты внедрением и развитием новых информационных технологий, предоставлением читателям новых видов услуг.

Библиотеки берут на себя консультирование, обучают читателей основам информационной культуры и компьютерной грамотности, работы с электронными каталогами, поиску информации в интернете. Одной из главных задач сегодня в технически оснащенных библиотеках является создание электронных каталогов и баз данных, число их растет.

Активно осваивают библиотеки и всемирную компьютерную сеть. Выход в Интернет, осуществляемый, в основном, через коммутируемый канал, имеет 31 библиотека (РДБ Карелии, Ставропольская КДБ, Белгородская, Костромская ОДБ, Нижегородская ГОДБ, Саратовская ОБДиЮ и др.). Однако проблема внедрения НИТ имеет не только технологический, но и мировоззренческий аспект. Проходит время, когда библиотекари могли опираться только на знание фондов своей и близлежащих библиотек. Роль навигатора в информационных потоках киберпространства требует от специалистов совсем другого уровня компетентности, а также другого профессионального сознания.

Одной из ключевых является проблема повышения квалификации библиотекарей для работы с НИТ. Внедрение их в библиотеки в последнее десятилетие привело к появлению в библиотеках новых специалистов: инженеров, программистов и др. Но только эти специалисты не могут решить проблемы внедрения в библиотеках НИТ, поскольку именно библиотекари должны ставить перед ними свои профессиональные задачи по модернизации библиотеки, именно библиотекарям необходимо уметь работать с НИТ. Таким образом, решение задачи совместного взаимодействия инженеров-технологов, программистов и библиотекарей является необходимым условием решения проблемы внедрения НИТ. В исследовании, проведенном РГДБ при поддержке РГНФ в 2001 г., в опросе экспертов из ведущих и технически оснащенных детских библиотек – региональных центров – мы сформулировали ряд вопросов относительно наличия в библиотеках специальных отделов, а также о том, как налажено повышение квалификации специалистов. Анализ полученных ответов позволяет сделать следующие выводы.

Сегодня многие молодые библиотекари, недавно закончившие вузы, уже имеют навыки работы на компьютере. Но, к сожалению, и компьютеры, и специальные подразделения по развитию НИТ есть далеко не во всех детских библиотеках, даже в региональных центрах. Во многих центральных детских библиотеках есть только один или два инженера, либо инженер, техник, реже программист. Эти специалисты и обучают сотрудников библиотеки в рабочем порядке. Но этого, как правило, недостаточно. Поэтому часть библиотекарей из разных детских библиотек прошли обучение на курсах (как платных, так и бесплатных). Бесплатные семинары обычно организуются на базе областных научных библиотек, на областных семинарах для специалистов учреждений культуры. Нередко специалисты выезжают в другие библиотеки и на конференции по личной инициативе. Обычная ситуация: повышение квалификации в этой области никак не организовано, поскольку нет средств, поэтому зачастую библиотекари занимаются самообучением, а также обмениваются опытом. Там, где в библиотеке есть достаточно компьютеров (как правило, больше 10), в ней появляется и отдел автоматизации, в котором работают специалисты с высшим и средним техническим образованием, операторы. По мере роста парка компьютеров секторы и отделы растут и здесь работают даже сетевые администраторы и веб-дизайнеры.

Разной бывает политика администрации библиотеки. В Саратовской, например, еще в 1992 г., когда появились первые ПК, платное обучение прошли все сотрудники библиотеки. С 1991 г. здесь образован сектор автоматизации, а ныне эта библиотека является общепризнанным лидером по внедрению НИТ в России. Здесь специалисты отдела информатики постоянно проводят курсы обучения сотрудников библиотеки. С 1993 г. ежегодно в соответствии с программой деятельности Ассоциации детских библиотекарей России библиотека проводит областные и межрегиональные семинары и конференции по проблемам информатизации библиотеки.

В наиболее технически оснащенных библиотеках библиотекари посещают также различные курсы, а также обучаются работе с Интернет.

В целом анализ опроса центральных детских библиотек регионов свидетельствует о том, что картина внедрения НИТ в библиотеках пока что оставляет желать лучшего. Успехи лидеров-новаторов строятся на энтузиазме библиотекарей. Однако у большинства библиотек нет средств на оплату труда специалистов: инженеров-технологов, программистов, веб-дизайнеров и др. Нет и денег на командировки и стажировки специалистов для обмена опытом. Именно поэтому тормозится процесс внедрения НИТ в детские библиотеки. Редко где создана система переобучения библиотекарей-библиографов.

Очевидно, необходим целый комплекс мер по решению этой проблемы в большинстве регионов России. Сегодня необходимо изменение всех систем образования и обучения, а также повышения квалификации работающих специалистов.

Hosted by uCoz