Харькова И.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ РАБОТНИКОВ –
ВТОРОЙ ЭТАП ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ ОКРУЖНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Интенсивное развитие информационных и телекоммуникационных технологий обусловило усложнение деятельности библиотекарей и соответственно потребовало актуализации знаний. Вместе с тем приходится констатировать, что отсутствие эффективной системы непрерывного образования библиотечных кадров препятствует модернизации библиотек, эффективному использованию информационных ресурсов.

По социально-творческому заказу Управления культуры Западного административного округа г. Москвы Центральная библиотека № 193 им. А. Ахматовой ЦБС “Кунцево” провела анализ состояния библиотечного дела в централизованных библиотечных системах округа. Были выявлены конкретные профессиональные потребности специалистов по направлениям деятельности, что позволило определить оптимальный вариант системы повышения квалификации, адекватный требованиям времени.

При коллективном участии в разработке программы был очерчен круг проблем, возникших в связи с технологическими нововведениями и соответственно изменениями профессии, что потребовало комплексного анализа содержания и методического обеспечения учебного процесса. При составлении программы общего курса использовались принципы: проблемно-ориентированного обучения; межбиблиотечной кооперации с широким привлечением преподавателей Высшей школы, ведущих специалистов крупнейших библиотек.

Программа курса направлена на формирование территориальной инфраструктуры повышения квалификации, объединения местных информационных ресурсов.

Выбор данной модели непрерывного образования не случаен. Большую роль в ее создании сыграл опыт координационной деятельности Сообщества публичных библиотек Западного административного округа г. Москвы.

Особенность ее заключается в дифференциации обучения в соответствии со специализацией профессиональной деятельности, т.е. обучающимся предоставляется возможность самим сделать выбор занятий в той или иной секции. Всего организовано шесть секций: работа с персоналом и управление библиотекой; организация обслуживания пользователей; комплектование фондов; информационно-библиографическая работа; автоматизация библиотечных процессов. Выбор руководителей секций был осуществлен по разным критериям: позиции, достигнутым успехам, личным качествам, умению организовать работу и т.д.

Отметим, что большинство библиотекарей выделили как приоритетные следующие темы: экономико-правовые аспекты деятельности современной публичной библиотеки; современные тенденции формирования информационных ресурсов публичных библиотек; сохранность фондов; социокультурные условия и перспективы информатизации; управление современной библиотекой; инновационная деятельность библиотек; современное состояние отечественного и международного библиотечного дела.

Структуру учебного плана составляют различные по форме проведения мероприятия: научно-практические конференции, семинары, дискуссии, практикумы.

Успешное партнерство и сетевое взаимодействие в осуществлении данного проекта подтверждаются практикой. Взаимодействие библиотек территориальной сети позволяет выработать эффективную и гибкую систему повышения квалификации, создание которой всецело будет зависеть от того, насколько точно эта система будет сориентирована на типичные запросы библиотекарей, актуальную тематику, компетентную методическую помощь.

Hosted by uCoz