Кузнецова Т.Я.

ИННОВАЦИОННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
И БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРАКТИКА:

АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Технологическая модернизация библиотечного дела и новая социально-культурная парадигма его развития являются основными предпосылками формирования новой профессионально-образовательной политики в отрасли. Сегодня происходят заметные изменения в организационных и научно-методических основах образовательной инфраструктуры. Значительно возрастает роль дополнительного профессионального образования. На него возлагается основная нагрузка по регулярному обновлению знаний кадрового потенциала отрасли, профессиональной адаптации библиотекарей к решению новых производственных задач.

Немаловажное значение имеет дополнительное образование как условие реорганизации библиотечного дела, ускоренного внедрения новейших концепций, проектов, технологий в практику работы библиотек, как площадка освоения и ретрансляции инновационного библиотечного опыта.

У дополнительного образования своя целевая ориентация, имеет оно и существенные отличия в содержании, организации и методико-педагогических приемах обучения. В частности, если среднее и высшее профессиональное образование базируется на образовательных стандартах и нормативных подходах к организации учебного процесса, то дополнительное преимущественно на принципах инновационного обучения. Термин “инновационное обучение” как альтернатива традиционному нормативному начал использоваться западной педагогикой в конце 70-х гг. и означал освоение принципиально новых педагогико-дидактических приемов обучения с целью активизации процессов социализации личности, включая профессиональную социализация и профессиональную продуктивную деятельность.

Система дополнительного образования способствует включению механизма профессиональной социализации библиотекарей и в этом заключается, на наш взгляд, ее особое значение для развития отрасли в целом.

Дополнительное библиотечное образование базируется на принципах андрагогики, молодой, но активно развивающейся науки об образовании взрослых. Будучи инновационным по своей природе оно отвечает следующим требованиям: социальная и профессиональная открытость образовательной системы, предусматривающая ее интеграцию с другими функциональными структурами отраслевой продуктивной деятельности (наукой, управлением, профессиональной практикой и др.); индивидуализация обучения с учетом профессионально-ролевых характеристик обучаемого; динамизм процесса обучения (в минимальный срок – максимум знаний); демократизм отношений между субъектами учебного процесса, т.е. педагогом и обучаемым, их творческое сотрудничество; максимальная активность обучаемого, стимулирование его профессиональной рефлексии, развития конструктивно-созидательного мышления.

Выполнение названных требований возможно только при условии тесной интеграции образовательного процесса и библиотечной практики. Интегративные начала сегодня кладутся в основу взаимодействия структур дополнительного профессионального библиотечного образования и библиотек, формируя новую систему взаимо-отношений между ними.

Опорными базами реализации большинства образовательных программ как переподготовки, так и повышения квалификации являются библиотеки – обладатели того или иного библиотечного новшества. Например, многие программы АПРИКТ полностью реализуются на производственной базе библиотеки-новатора ( “Школа молодого директора детской и юношеской библиотеки” – РГДБ, “Библиотека как центр экологической информации и культуры” – РГЮБ, “Публичная библиотека и местное самоуправление” – ЦБС “Киевская” и др.). Таким образом конструируется особая система отношений между академическим и библиотечными уровнями дополнительного образования. При этом первый создает научно-методических фундамент той или иной образовательной программы, а второй обеспечивает реализацию ее прикладной части, помогая обучающимся более результативно осваивать практические навыки.

В результате подобного сотрудничества создаются своеобразные учебные комплексы, мастерские, позволяющие организовать обучение на принципиально новых основаниях. Слушатели, максимально интегрированные с соответствующими специалистами библиотеки в единый временный творческий коллектив, не только получают необходимые профессиональные знания, но и разрабатывают пути решения той или иной актуальной практической задачи. Тесное профессиональное общение библиотекарей базы обучения со своими коллегами из различных регионов страны стимулирует их продуктивную деятельность, а также значительно обогащает в профессиональном отношении всех участников образовательного процесса.

методические рекомендации; подборки полезных ресурсов к курсам, темам; создание возможностей перекрестного доступа между различными базами данных и типами ресурсов.

Таким образом, новая система профессиональной поддержки библиотекарей позволит максимально охватывать профильные документные потоки и будет способствовать их рациональному использованию в практической, научной деятельности и образовательном процессе библиотечных и информационных работников.

Hosted by uCoz