Антипова В.Б.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В СТРУКТУРЕ
УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
РАБОТНИКОВ УЧЕБНЫХ БИБЛИОТЕК

Состояние информационно-библиотечного обслуживания в регионах сегодня характеризуется противоречивыми факторами: при стремительном нарастании информационных потоков и совершенствовании технологий хранения и переработки информации прослеживается тенденция к ограничению доступа к ней, при резком возрастании спроса на информационные ресурсы имеет место сокращение их удельного веса.

Между тем увеличение объема и значения информации в мире, создание новых информационных технологий ставят библиотеки, как учреждения, предназначенные для сбора, накопления и распространения информации, на особое место. Роль школьной библиотеки как института, являющегося посредником между гигантским потоком информации и коллективом школы в этих условиях, естественно, возрастает. Это ведет и к изменению роли школьного библиотекаря.

Теоретически это самый квалифицированный специалист в вопросах информационного обеспечения, задачей которого является предоставление информации всем категориям пользователей, каковыми в условиях школы являются учащиеся всех возрастов, учителя, воспитатели, администрация школы, родители. Эта роль усугубляется выбором новой педагогической парадигмы, ориентированной на максимальное саморазвитие личности в процессе непрерывного образования. Школьный библиотекарь, будучи посредником в предоставлении информации, одновременно является и педагогом, который призван обучать школьников ее поиску, выбору и критической обработке.

Однако можно констатировать, что сегодня налицо все признаки кризиса института школьной библиотеки как информационного центра: сокращение финансирования, которое ведет к лакунам в комплектовании и к невозможности оснащения библиотек современным оборудованием, а значит, и внедрению новых информационных технологий; пассивная позиция администрации, недопонимание ею целей и роли библиотек в современном обществе; некомпетентность работников библиотек, нежелание проявлять инициативу, воспринимать новые подходы к своей деятельности.

Вместе с тем роль школьной библиотеки сегодня многократно выросла: значительно возрос поток пользователей. По данным некоторых исследователей, школьная библиотека является основным информационным ресурсом для 64,5% школьных учителей; многократно расширились ее функции.

Таким образом, можно говорить не о кризисе школьной библиотеки как института, а кризисе развития системы, который, однако, ведет к серьезным последствиям.

Требования современного общества и противоречивое положение школьной библиотеки являются причинами качественного изменения информационных потребностей школьного библиотекаря, которые мы определяем как осознанные специалистами потребности в получении определенных знаний и данных для адекватного решения научных и практических задач в сфере их профессиональной деятельности.

Представляется возможным выделить несколько уровней информационных потребностей специалистов, которые обусловлены влиянием объективных и субъективных факторов: базовый уровень – потребность в минимуме информации, необходимой для реализации профессиональной деятельности; уровень актуализации – потребность в информации, углубляющей знания о предмете профессиональной деятельности; уровень рефлексии – потребность в научной, теоретической, мировоззренческой информации как побудительном мотиве для размышления; креативный уровень – потребность в информации, развивающей творческий потенциал специалиста.

Для успешной реализации основных функций школьной библиотеки ее работники должны быть в курсе достижений в области новейших библиотечных и педагогических теорий и технологий, иметь представление о современных научных знаниях, знать нормативно-правовую базу, обеспечивающую деятельность образовательного учреждения, ориентироваться в огромном количестве учебников, предлагаемых федеральным перечнем и многое другое. К этому прибавим необходимость владеть навыками использования новых информационных технологий. Кроме того, важнейшим фактором формирования информационных потребностей является возрастание образовательной функции библиотеки, связанной с увеличением доли самостоятельной работы школьников. Это означает, что в алгоритме удовлетворения информационных потребностей современного специалиста должны присутствовать элементы потребности в рефлексивной деятельности как возможности перехода на качественно иной уровень, который позволяет специалисту не только соотносить свою деятельность с действующей нормой, а определять вектор саморазвития и движения к новой, более высокой норме.

В этих условиях роль повышения квалификации в системе удовлетворения информационных потребностей нам представляется сегодня едва ли не определяющей.

Повышение квалификации является связующим звеном между педагогической теорией и практикой, целостной системой, которая поставляет необходимую специалистам информацию в структурированном виде, используя различные формы и способы ее передачи.

Однако нельзя не учитывать проблемы, возникающие при организации процесса повышения квалификации, такие, как многообразие типов общеобразовательных учебных заведений, разный уровень образованности и компетентности библиотекарей, проблемы мотивации повышения квалификации.

Центр научно-педагогической информации ПОИПКРО, используя новые подходы в организации процесса повышения квалификации работников библиотек образовательных учреждений, ставит перед собой следующие цели: знакомство с новыми библиотечными и информационными технологиями; углубление знаний об актуальных проблемах теории и методики работы школьной библиотеки; совершенствование практических умений и навыков школьных библиотекарей в обслуживании всех категорий читателей, формирование потребности в овладении новыми технологиями и в повышении уровня квалификации.

Говоря о взаимосвязи повышения квалификации и обеспечения информационных потребностей специалистов, необходимо констатировать, что различные уровни информационных потребностей могут удовлетворяться с помощью широчайшего спектра форм обучения, которые сегодня используются в учебном процессе.

Учитывая цели и проблемы процесса повышения квалификации, важно использовать новые формы и методы, которые позволят с наибольшей эффективностью реализовать поставленные задачи. В частности, назрела необходимость применения модульных форм повышения квалификации, внедрения дистанционного образования.

Система повышения квалификации, организованная как целенаправленный процесс с учетом дифференцированного подхода к профессиональному и образовательному уровню специалистов, спроектированная на основе принципов непрерывности, системности и прогностичности деятельности, является важнейшим каналом не только удовлетворения, но и формирования информационных потребностей специалистов.

Hosted by uCoz