Елагин А.Н.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ КАК ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ

Под управлением сегодня, в самом общем виде, понимают функцию (или процесс) в организованных системах различной природы (биологической, социальной, технической), с помощью которой обеспечивается сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности и также реализация их программ и целей.

Анализ проблем управления профессиональным образовательным процессом, реализуемого на основе синтеза традиционной и компьютерной технологии, следует начать с определения цели управления им.

В традиционном образовательном процессе степень (или уровень) усвоения учебного материала устанавливается, в самом общем случае, в результате устного или письменного экзамена. При этом в качестве критерия содержания ответа преподаватель руководствуется на экзамене программой прочитанного курса, а степень достижения цели процесса обучения он определяет качеством ответов на вопросы экзаменационного билета и количеством и качеством правильных ответов студента на дополнительные вопросы, задаваемые, обычно, на экзамене. Назовем указанный параметр достигнутым уровнем профессионального тезауруса студента по данному учебному курсу. Отметим, что количество вопросов в билете и количество дополнительных вопросов ограничено. Тогда цель реализации образовательного процесса можно представить как изменение некоторого начального (нулевого) тезауруса на уровень, заданный учебной программой, Отметим, что традиционный экзамен в силу временного ограничения не в состоянии выявить знания студента всей совокупности вопросов учебной программы и, следовательно, критерий в традиционной технологии имеет случайную природу. Даже при отличной оценке существует вероятность того, что студентом не освоены все разделы курса, которые не затрагивались преподавателем на экзамене. Однако наличие дублирующей компьютерной системы “студент – компьютер” снимает проблему полного охвата учебного курса в течение всего времени читаемого курса.

Что необходимо осуществить, в соответствии с требованиями теории систем, чтобы объект достиг цели? Прежде всего, необходимо, чтобы между субъектом и объектом существовали каналы прямой и обратной связи. В случае лекции и традиционного экзамена, в основном, это звуковой, в случае компьютера – зрительный и тактильный каналы прямой и обратной интерактивной информационной связи. Эта связь должна осуществляться некоторой организационной структурой - лекционная аудитория, компьютерная лаборатория.

Как следует из теории систем обратная связь является контролером выполнения управляемым объектом предписания субъекта управления. В случае несовпадения сигналов субъект передает информацию с требованием изменить положение объекта до тех пор пока, пока не получит информацию о том, что объект “от- работал” сигнал, или для нашего случая - объект управления изменил уровень образовательного тезауруса на заданную величину в соответствии с программой образовательного курса. В случае нарушения информационной связи, обеспечивающей передачу сигнала обратной связи, происходит срыв управления объектом.

Решение проблемы оперативности обратной связи весьма важно как в технических, так и в социальных системах. Запаздывание обратной связи весьма характерно для социальных систем и, в частности, в технологии традиционного обучения. Лектор передает информацию в начале сентября, а правильность ее глубокого понимания (или непонимания), в ряде случаев, узнает лишь в январе, когда наступит экзаменационная сессия. Хорошо, если у преподавателя есть время в следующем семестре как-то скорректировать тот или иной раздел по сигналу обратной связи, полученной во время экзамена. А если курс рассчитан на один семестр?

На лекции, в основном, работает канал прямой связи “преподаватель–студент”. Обратная связь весьма оперативна, но сигнал очень слабый (в сравнении с консультацией, практическими занятиями или экзаменом).

Процесс обучения связан с управление людьми. Однако при совпадении принципиальной схемы управления с системами, исследуемыми теорией систем, он имеет весьма серьезные специфические особенности, не учет которых может вызвать, в системе управления серьезные последствия. В чем же заключается основная сложность управления живыми объектами?

Прежде всего сложность заключается в том, что живые, особенно мыслящие, управляемые объекты, помимо “навязанных” им преподавателем и компьютером внешних целей, могут иметь еще и внутренние цели, которые возникают иногда внезапно, даже для объекта управления, и остаются неизвестными для управляющего субъекта, например, как в случае дрессировщика тигров в цирке.

Информационно-аналитическая деятельность – одна из сфер, в которой требуются исключительно высококвалифицированные кадры. Легче определить, что не должно входить в профессиограмму (психограмму) информационного аналитика, чем перечислить все атрибуты профессионального сознания. Если же попытаться выделить базовые цели подготовки специалистов в этой области, то, очевидно, это повышенная креативность, блестящее владение технологическими приемами работы и психологическая установка на антиципацию (опережение настоящего, “заглядывание” в будущее).

Практика показывает, что подобные цели в обучении трудно реализовать, опираясь лишь на арсенал традиционных психолого-педагогических средств. Следовательно, нужно искать и активно привлекать инновационные методики, помогающие преодолевать противоречия между стереотипами мышления обучаемых и характером их будущей профессиональной деятельности.

Представляется, что мощный эвристический потенциал заложен, в частности, в нейролингвистическом программировании (НЛП). Один из его основателей дает следующее определение: НЛП – это набор моделей, умений и технологий, чтобы мыслить и действовать эффективно, строя схемы мыслительных процессов, возникновения и развития чувств и убеждений. В определенной степени НЛП эклектично: заимствуются приемы и методики из психотерапии, нейропсихологии, лингвистики, кибернетики и некоторых других дисциплин. Нельзя не согласиться и с тем, что “психотерапия новой волны”, как иногда называют НЛП, сегодня находится на пике популярности: заниматься НЛП “модно”.

Однако в довольно пестром наборе пошаговых стратегий и рекомендаций можно вычленить несколько групп техник, небезынтересных в свете подготовки информационного аналитика, например, это техники перцептуального сдвига, визуальные, метаязыковые, рефрейминговые. Остановимся подробнее на последних, поскольку они опираются на одну из важнейших способностей нашей психики при переработке информации – комбинаторную активность.

Рефрейминг в концептуальном поле НЛП – главный инструмент творческого мышления. Под ним понимается рассмотрение объектов в разных перспективах и/или в разном контексте (содержательный и контекстуальный рефрейминг). Изменение угла зрения или контекста меняет смысл ситуации; это приводит к изменению связанных с ней ощущений и поведения (оно становится более вариабельным). Усиление креативных возможностей мышления, что необходимо, например, при выявлении глубинных структур текста, происходит за счет своеобразной “объемности” ментальной карты лица, практикующего рефрейминг-подход. В принципе можно говорить об особом виде рефрей-минга – “дизайнерском” (определение условно и носит рабочий характер). Его основная задача – достижение “объемности”, “архитектоничности” информационной модели изучаемого документа в сознании с целью “пространственного” переконструирования в соответствии с требованиями деятельности.

Достижение такого эффекта возможно на основе введения в методики обучения специальной тренинговой компоненты – комплексного активизатора и стимулятора творческой деятельности в сфере информационной работы. Особую значимость имеют методы скоростного эскизирования, морфологического анализа, “гирлянд ассоциаций”, информационной недостаточности и информационной избыточности, внезапных запрещений и др. Принципиально важно, чтобы методические приемы, ориентированные на организацию рефрейминг-деятельности, не выступали “внешними” по отношению к обучаемым, а были ими отрефлексированы.

Hosted by uCoz