Добровольский В.В.

О ПРЕПОДАВАНИИ “КОНЦЕПЦИЙ СОВРЕМЕННОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ” КАК ВУЗОВСКОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Естествознание представляет собой разветвленную область науки, непосредственным объектом изучения которой является природа. В течение почти всего периода развития науки в качестве самостоятельной независимой сферы деятельности естествознание противопоставлялось гуманитарным наукам, так как последние исследовали не стихийные и независимые от человека процессы, а явления в которых активную роль играли сознательные цели, интересы и мотивации людей. Специалисты гуманитарных наук жестко сопротивлялись попыткам внесения в них методов естественнонаучных исследований, сформировавшихся раньше. Под влиянием научно-технической революции и с появлением наук синтетического, междисциплинарного характера конфронтация сменилась стремлением к тесному взаимовыгодному сотрудничеству.

Проявлением этой тенденции в области образования выступает формирование вузовской дисциплины “Концепции современного естествознания”, предназначенной в первую очередь для студентов гуманитарных специальностей. Данный курс был введен в качестве обязательного в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования первого поколения. Готовится стандарт второго поколения, но сих пор нет ясности, что преподавать в “Концепциях”, так как изначально методические основы курса обсуждались совершенно недостаточно.

В настоящее время эмпирическим путем сформировались два основных направления преподавания курса: конкретно-научный и философский. Судя по вышедшим в свет многочисленным учебникам и учебным пособиям превалирует первое направление. Оно характеризуется значительным преобладанием конкретного материала по развитию той или иной науки и слабым присутствием концептуального начала. Преподаватели – как правило специалисты одной из естественных наук – стремятся довести до студентов большой объем сведений по “своей” науке в совокупности с общим ознакомлением с основами других естественных наук. Студенты-гуманитарии, зачастую имеющие недостаточную школьную подготовку по данным предметам, воспринимают преподаваемый материал отвлеченно, мозаично, без осознания целостной картины основных направлений современного научного познания мира.

Философский подход к преподаванию курса в значительной степени страдает абстрактностью. Нередко пре-подаватели-философы недостаточно владеют фактическим естественнонаучным материалом, создают собственные универсальные философские систематики, не подкрепляемые и не подтверждаемые данными естественных наук.

Думается, необходима разработка третьего пути преподавания, главная задача которого состоит в формировании у студентов концептуального подхода к анализу явлений окружающей природы. Важно познакомить студентов с интегральной совокупностью концепций, нередко противоречащих друг другу, но позволяющих выйти на новый, более высокий уровень познания, осознать место той или иной науки в общенаучном осмыслении мира. Так, геология в течение многих десятилетий оставалась описательной наукой, пока не была сформулирована концепция эволюции Земли.

Дефицит учебного времени не позволяет преподавателям курса охватить весь спектр концепций естествознания, поэтому необходимо выделение наиболее науко-и информационноемких концепций на основе принципа эпистемологического актуализма, согласно которому высокоуровневая теория выступает теоретической основой для критического анализа менее развитых концепций, например, специальная теория относительности для научной оценки механики Ньютона. Для эффективного усвоения концептуальных идей естествознания необходима их адаптация к уровню знаний студентов-гуманитариев.

Hosted by uCoz