Демчина Л.И.

ДИСЦИПЛИНЫ ДОКУМЕНТАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННОГО
ЦИКЛА: ОСНОВАНИЯ КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ

Главная социальная миссия библиотеки как документально-коммуникационной системы состоит в обеспечении взаимодействия между документом и пользователем. Большинство библиотечных технологий направлено на поддержание жизненного цикла документа как средства коммуникации и главного объекта профессиональной деятельности, поэтому основой образовательных программ подготовки библиотекарей-библиографов должен стать единый комплекс дисциплин документально-коммуникационного цикла.

Результаты изучения современной практики преподавания дисциплин документально-коммуникационного цикла на библиотечно-информационных факультетах вузов культуры I-II и III-IV уровней аккредитации послужили основанием для вывода о необходимости упорядочения номенклатуры, логической последовательности, взаимосвязей и содержательного наполнения дисциплин данного цикла, устранения неоправданного дублирования и обеспечения преемственности изложения материала как между отдельными предметами, так и в процессе организации много-ступенчатой подготовки кадров.

В условиях глобализации документальной среды ноосферы, повышения значимости функционирования документированной информации как товара, стремительного развития системы электронных коммуникаций степень ответственности библиотечных специалистов за качество формирования и эффективность предоставления в пользование документных ресурсов постоянно возрастает. Современные требования пользователей библиотек к уровню информационного обслуживания предполагают обязательное владение библиотекарем навыками поиска, анализа, оценки, обработки, организации, хранения и предоставления в пользование документированной информации в любых форматах и на любых носителях, его свободную ориентацию в особенностях документогенеза и документораспространения.

В этой связи в качестве главного основания комплексирования дисциплин документально-коммуникационного цикла необходимо использовать компонентную структуру жизненного цикла традиционного и электронного документа. Тогда в номенклатуру этих дисциплин войдут курсы, предметом изучения которых являются как документ в целом и закономерности его функционирования (обобщающая базовая учебная дисциплина “Документология”), так и отдельные процессы жизненного цикла документа – создание, рекламирование, распространение (например, курсы “Технология и организация издательского дела”, “Книжный маркетинг”, “Библиополистика”, “Логистика”, “Книготорговые ресурсы Интернет” или “Электронная книжная торговля” и др.), библиографирование (“Организация и технология библиографической деятельности”, “Библиографические ресурсы”, “Библиографический мониторинг”, “Статистика печати”), обработка (“АСОД”, “Индексирование и реферирование документа”), поиск (“Библиотечные информационно-поисковые системы”, “Онлайновый информационный поиск”), отбор, комплектование, учет, хранение (“Библиотечный фонд”, “Организация полнотекстовых баз данных”), защита содержательной (“Информационное право”, “Патентоведение и лицензионная деятельность”) и материальной (“Консервация и реставрация документа”) составляющих документа, особенности предоставления его в пользование (“Обслуживание в библиотеке”, “Информационный сервис в Интернет”) и т. п.

Компьюникация процессов документирования информации, активизация генерации и использования электронных документов привели к усилению информационно-технологической связи и взаимозависимости библиотекарей, документоиздателей и документораспространителей. Данная тенденция не замедлила отразиться на системе подготовки специалистов документально-коммуникационной сферы: в Украине в 2001 г. вместо прежней специальности “Библиотековедение и библиография” введена новая комплексная специальность “Книговедение. Библиотековедение. Библиография”, что влечет за собой необходимость корректировки содержательного наполнения образовательных программ на различных уровнях профессионализации, решения проблемы унификации структуры блоков фундаментальных и профессионально-ориентированных дисциплин, введения новых специализаций и обеспечивающих их курсов для вариативной части учебных планов. Упорядочение содержательного и структурного наполнения комплекса дисциплин документально-коммуникационного цикла имеет важное значение для совершенствования теории и практики подготовки библиотечных специалистов.

Hosted by uCoz