Бруева Т.А.

ПОДГОТОВКА К НОВОМУ В КУЛЬТУРЕ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА)

Образование по своей сути идёт вслед за проверенной на истинность практикой. Профессиональное библиотечное образование отражает новое в культуре информационного обслуживания. Необходимость вузовской подготовки высокотехнологичных специалистов в области производства контента осознана, но пока поиск и поддержка людей, способных творчески работать над наполнением содержанием информационной среды активнее ведётся фирмами и фондами, чем образовательными учреждениями.

Что означает “эпоха знаний” для информационных профессионалов? Теперь в режиме реального времени информационные компании предлагают автоматическое составление каталога или подборок по определённой теме, при этом внутрь создаваемых подразделов могут быть вставлены гиперссылки. Библиотеки всё чаще сталкиваются с необходимостью удовлетворять информационные потребности на новом уровне. Это поиск новых по форме источников информации, с расширением языковых границ поиска, с обеспечением более комфортного информационного сервиса. Профессионально уметь пользоваться ресурсами единого информационного пространства – важное направление в современном библиотечном образовании. Наличие техники с её возможностями проникновения в базы данных отечественных и зарубежных информационных центров является лишь инструментом и предпосылкой решения указанных выше задач.

Необходимы теоретические и экспериментальные исследования информационно-библиографического характера. В частности: как хранить и передавать знания при помощи разных носителей и технологий, а также, что очень важно на наш взгляд, психологии и технологии передачи знания от человека к человеку и конкретно при информационной поддержке управления; психологии информационно-поискового поведения; понимания информации; восприятия информации. Работа по этим направлениям учёными ведётся, но хорошо ли владеют практическими и теоретическими результатами этих исследований будущие информационные работники?

Нужны навигаторы, способные использовать информационную инфраструктуру для сопровождения аналитической работы менеджмента организации. Люди, ответственные за принятие решений, как правило, не готовы свободно пользоваться информационной технологией управления, ориентированной на получение регулярных или специальных управленческих отчётов для поддержки принятия решения при наличии плохо структурированных данных (ДОР на базе Интернет).

Способностью работать со знанием – производить или потреблять его – люди обладают не в равной степени. Самое трудное – это встроить в личную систему представлений новые знания. Знание доступно лишь тому, кто ищет пути достройки уже имеющегося тезауруса. Из-за этого информационное сопровождение часто заходит в тупик. Руководитель не представляет, что он может узнать у информатора. А информатор не понимает, есть ли необходимость в информировании. Хотя информационное обслуживание существует для пользователей и есть система подготовки к профессиональной деятельности по удовлетворению информационных потребностей, эта система из поколения в поколение транслирует профессиональное библиотечное сознание, которое, приходится признать, не толерантно к иным схемам потребления информации.

Библиографический список по некой проблеме, понимаемый нами как модель наших знаний в этой области, должен превратиться в сжатую информацию, но на основе новой технологии, которая позволяет представлять идеи в легко воспринимаемой человеческими чувствами форме. Это переход от преобладавшей письменной речи и вытянутого в строку письма к “экранной речи” – потоку экранных изображений, которые совмещают поведение и устную речь персонажей, анимацию, дописьменные формы, тексты и т.д. Такая модель какой-либо проблемы может быть способна вести диалог с потребителем, что открывает принципиально новые возможности её осмысления. Это переход к иной культуре информационного обслуживания с изменением методологии и мышления специалистов, к новым психологическим основаниям работы с пользователем.

Таким образом, меняются представления о нормах информационного обслуживания, трансформируется информационно-потребительское поведение.

Hosted by uCoz