Бирюкова Н.Н.

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ
ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Школьной библиотеке принадлежит важная роль в совершенствовании процесса образования. Ее деятельность многогранна, как многогранна жизнь и деятельность учащихся и педагогического коллектива школы. Современная школьная библиотека рассматривается как информационный ресурс школы, как центр развития интеллектуальных и творческих способностей детей и подростков. А это требует от школьного библиотекаря наряду с основательным профессионализмом высокой общей культуры, серьезных психолого-педагогических знаний.

До сих пор нет однозначного ответа на вопрос о том, кто должен работать в школьной библиотеке: учитель со знанием библиотечного дела или библиотекарь со знанием педагогики. На наш взгляд, предпочтительнее второй вариант. При этом мы исходим из круга функциональных обязанностей библиотекаря: качественное формирование библиотечного фонда, эффективное ведение СБА, справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей и т. д.

В то же время специфика школьной библиотеки – ее педагогическая направленность, преобладание воспитательных функций (формирование потребностей) над функциями по обслуживанию (удовлетворение запросов). Поэтому библиотекарю необходимы такие качества, как коммуникативная компетентность, психолого-педагогическая готовность к работе с детьми, знание общих педагогических принципов, на которых строятся современные образовательные программы.

Следовательно, специалист, подготовленный для работы в школьной библиотеке, должен иметь базовое библиотечное образование, а также знать специфику школьной библиотеки.

Анализ кадровой ситуации в школьных библиотеках г. Самары свидетельствует о том, что специалисты с библиотечным образованием составляют чуть более 50%, в некоторых районах до 70%, в том числе высшее библиотечное образование имеют от 30 до 50% школьных библиотекарей. Почти все сотрудники уверены в наличии специфических особенностей школьной библиотеки, однако с трудом могут объяснить, в чем они заключаются.

В связи с этим в Самарской государственной академии культуры и искусств для студентов очного и заочного отделений введен курс “Школьная библиотека: особенности работы”. Курс должен дать студентам представление о деятельности школьной библиотеки на примере взаимосвязи всех ее структурных элементов.

В рамках курса студенты знакомятся с различными формами моделирования школьной библиотеки: традиционная, библиотека – информационный центр, медиатека и др.; определяют место школьной библиотеки в системе библиотечного обслуживания школьников; выявляют специфику комплектования и организации работы школьной библиотеки; изучают отдельные направления ее деятельности, а также возможности ее взаимодействия с детской библиотекой.

Повышение качества профессиональной подготовки школьных библиотекарей достигается путем использования комплекса методов, средств, приемов обучения студентов, ориентированных на уровень знаний обучаемых, их интересы и предпочтения, на соотношение изучаемого материала с практикой библиотечного дела.

Основные направления совместной деятельности по подготовке молодых специалистов: проведение учебных занятий на базе школьных библиотек; учебно-исследовательская работа студентов в процессе обслуживания читателей; участие студентов и преподавателей академии в системе повышения квалификации школьных библиотекарей.

На базе библиотек проводятся лабораторные и практические занятия с использованием разнообразных форм их проведения: проведение занятий по воспитанию культуры чтения школьников, участие в подготовке и проведении уроков внеклассного чтения, моделирование, деловые игры и т.д. В ходе занятий студенты разработали модель медиатеки как одной из разновидностей современной библиотеки образовательного учреждения. Основная цель такого учреждения: способствовать качественному образованию подрастающего поколения путем создания комфортной информационной среды.

Школьная библиотека востребована в современном обществе. 66% учащихся и 90% учителей г. Самары, принявших участие в опросе, в поисках нужной книги или информации обращаются в первую очередь в библиотеку школы, хотя лишь 1/5 школьников находят в ней все необходимое. 78% респондентов отметили отсутствие нужной им информации или трудности в ее поиске. Поэтому негативное отношение читателей к школьной библиотеке не вызывает недоумения.

Повышение престижа школьной библиотеки требует изменения статуса ее, изменения отношения со стороны руководства, изменения сознания самого библиотекаря.

Hosted by uCoz