Авраева Ю.Б.

СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ – ВАЖНЕЙШИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ РЕСУРС
ПРИ ОБУЧЕНИИ “БИБЛИОТЕЧНОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ”

Необходимо повышать статус практических занятий и их роль в подготовке будущих специалистов, которые должны получить навыки управленческого подхода при выполнении различных обязанностей от рядового библиотекаря до руководителя отдела или библиотеки. Поэтому система практических занятий должна быть построена так, чтобы максимально использовать информационный ресурс библиотек и интеллектуальный потенциал студентов, а также дидактический комплекс современной педагогики. С этой целью нами была определена проблематика некоторых занятий и активные методы обучения, которые необходимо было реконструировать с учетом наших возможностей (технических, технологических) и контингента обучающихся (многие из сельской местности, из глубинки). Предварительная работа заключалась в том, что мы стали тщательно накапливать и отбирать информацию о деятельности библиотек г. Улан-Удэ и библиотек других регионов. Затем изучать опыт подготовки менеджеров в стенах МГУКИ и СПКиПК РФ, что позволило разработать алгоритм собственной технологии обучения.

В настоящее время ставка сделана на организацию ДИ по темам “Руководитель, познай себя”, “Имидж руководителя библиотеки и его репутация”, “Деловой этикет и культура речи руководителя библиотеки”, “Организация профессиональных конкурсов” и т.д. Некоторые занятия проводятся непосредственно в той или иной библиотеке и освещают ее опыт. Результаты ДИ обсуждаются и анализируются, используются взаимооценки групп и рейтинги, которые получают все участники. Экспертами являются не только студенты, но и практики, из числа приглашенных библиотекарей, что придает ДИ более динамичный и авторитетный статус. Многие ДИ записаны на видео и их просмотр осуществляется для новых учебных групп, а иногда на курсах руководителей районных ЦБС. Подготовлено первое учебно-методическое пособие: “Играя, учимся профессии” на базе Республиканской юношеской библиотеки.

Творческий потенциал студентов особенно ярко проявился при разработке темы: “Играем в Гранты”. Студенты выявляют материал о том, какие гранты есть, их особенности и значение, требования и т.д. Составляют обоснование к “Программе”, делают необходимые расчеты и оформляют “Программу” в соответствии с требованиями Гранта. Все представленные “Программы” рассматриваются на занятиях и комиссия из числа студентов во главе с преподавателем объявляет победителя.

Библиотеки охотно берут студенческие работы и используют их по назначению. Мы обобщили опыт подготовки студенческих рекламных материалов и на базе НБ РБ издали методическое пособие “Библиотечная реклама – новый имидж библиотеки”, в котором есть блок “Рекламная дорожка”. В нем помещены лучшие работы “О профессии, библиотеке, книге”. Мы понимаем, что обучение искусству управления – процесс не одномоментный и требует хорошего технического и методического обеспечения, высокой квалификации и профессионализма от участников этого процесса, основательно оснащенной базовой библиотеки, которую можно использовать как творческую лабораторию и проводить в ней мастер-классы по актуальным проблемам менеджмента, одновременно обучаясь и обучая других. Пока же обучение в условиях аудитории является основным реальным способом взаимодействия педагога и студентов.

Hosted by uCoz