Шацкий Е.О.

ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К
ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
К ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность темы обусловлена двумя факторами, возникшими в 90-е гг. Во-первых, предметы, связанные с историей, вошли в программу начального обучения школ и альтернативных учебных заведений, во-вторых, резко вырос поток изданий литературы по истории для младшего школьного возраста. Данные изменения необходимо учитывать при подготовке детских библиотекарей.

В библиотековедении глубоко разработана проблема приобщения младших школьников к научно-познавательной литературе вообще. Но работа с исторической литературой имеет свою специфику. Ее можно отразить в двух учебных курсах: “Научно-познавательная литература для детей и юношества” и “Руководство детским чтением”.

В курс “Научно-познавательная литература” можно включить следующую информацию. Младшему школьному возрасту соответствуют книги С.П. Алексеева, содержащие занимательные маленькие рассказы. Чтобы будущий библиотекарь мог ориентироваться в книжном потоке, ему следует предложить критерии отбора лучших исторических книг для данного возраста. К ним можно отнести: 1) эмоционально-образную манеру изложения: повествование эмоционально окрашено; в центре его находится герой, которому ребенок может сочувствовать; желательна доля юмора; 2) наглядность – крупные иллюстрации, показывающие быт и культуру эпохи, иллюстрированные словари непонятных слов; полезны также иллюстрации, развивающие временные представления детей: от ленты времени до генеалогического древа; 3) логическую стройность повествования, отражение существенных сторон исторического процесса; 4) яркость и конкретность содержания; 5) заслуживает высокой оценки наличие игрового элемента.

В курс “Руководство детским чтением” желательно включить общепедагогическое требование– наглядность. Работая с книгами исторической тематики, полезно предварительно провести экскурсию в музей или к памятным местам, связанным с описываемыми в книгах событиями, например, из истории Москвы.

Важный элемент формирования интереса к исторической литературе – показ связи прошлого с современностью. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы читатели лучше поняли и прошлое и настоящее, постигали изменчивость жизни. Во-вторых, ребенок легче усвоит познавательное содержание книги. Связь легко устанавливается, когда библиотечное мероприятие приурочено к знаменательной дате: 23 февраля, 9 мая, 2 сентября (история Москвы, в других городах, естественно, свой день города) и т.п. В случае, когда мероприятие носит некалендарный характер, также необходимо помочь ребенку сравнить прошлое и настоящее. Хороший прием, сочетающий наглядность и историчность – сопоставление изображений предметов одного назначения из разных эпох, к примеру, кольчуги и униформы. Особенно интересны встречи с живыми участниками событий, например, ветеранами Великой Отечественной войны.

Специфичная форма работы с исторической литературой – игра-путешествие. Форма работы рассчитана на длительный срок и требует контакта со школой. Группы детей с помощью рекомендованных книг и под руководством взрослых “путешествуют” в тот или иной период истории. В конце проводится общий утренник, на котором детей просят представить, что они попали в то далекое время и рассказать, чтобы они там увидели – задание дает простор детскому воображению, но в ограниченных изученным материалом пределах. Библиотекарь ведет мероприятие и связывает рассказы разных групп в одно целое. Путешествие дополняется выставкой, изобразительным материалом, конкурсом детских рисунков на исторические темы и т.п.

Таким образом, формирование познавательных интересов к исторической литературе у младших школьников имеет специфичный характер. Эту специфику необходимо учитывать при подготовке современных библиотечных специалистов.

Hosted by uCoz