Чурикова И.Н.

ИНТЕГРАТИВНАЯ РОЛЬ ЭРГОНОМИКИ В ПОДГОТОВКЕ
БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ КАДРОВ

Ни у кого не вызывает сомнения необходимость развития “человеко-ориентированных” наук в том числе и эргономики. Тем не менее данная проблема все еще является новой для высшей школы России. Определенный опыт преподавания эргономики накоплен в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики, Московском государственном университете им. Ломоносова, Московском авиационном институте. К сожалению, все разработки ведутся, в основном, в плане гуманнитаризации технического образования.

Не оспаривая значение эргономики в подготовке инженерно-технических кадров, хотелось бы подчеркнуть, что она не менее важна и для формирования высококлассного специалиста гуманитарного профиля и, в первую очередь, специалиста, владеющего навыками работы с информацией, призванного быть посредником между ее громадными массивами и потребителями, каковыми являются библиотечные работники. Приведем лишь некоторые аргументы в пользу этого утверждения.

Библиотекарь – посредник между информацией и ее потребителем. Нетрадиционные носители информации занимают все более прочное место в профессиональной, научной, учебной и других видах деятельности. Следовательно, ее грамотное, с точки зрения эргономических требований, представление – неотъемлемая составляющая профессиональной подготовки библиотекаря-библиографа.

Современная информационная техника, новейшие средства связи все прочнее входят в профессиональную деятельность библиотечных работников. Поскольку один из принципов эргономики – максимум внимания к человеку через конструкцию инструмента, прибора, машины, системы и характеристики рабочей среды, знание методов эргономического анализа должно стать обязательным требованием к подготовке специалиста с высшим образованием в области библиотечно-библиографической практики.

Библиотека как учреждение информационное должна создать максимально комфортные условия для когнитивной деятельности читателей. Эргономика – наука, которая занимается разработкой именно этих проблем. И вновь мы приходим к выводу о необходимости отражения в учебном плане специальности 052700 “Библиотековедение и библиография” этой дисциплины.

Одной из функций библиотеки является пропаганда достижений современной науки и техники. Поскольку маркетинг эргономических идей и услуг имеет большое значение не только для развития науки, но и российского общества в целом, то их достойное представление должно стать задачей библиотеки.

Эргономика реально содействует предупреждению утомления, профессиональных заболеваний и сохранению здоровья. Знание основных ее принципов обязательно для любой профессиональной деятельности, в том числе и библиотечно-библиографической.

Курс эргономики для библиотекарей – библиографов должен представлять собой теоретическую и практическую основу изучения проблем взаимодействия между человеком, с одной стороны, и его работой оборудованием и окружающей средой, с другой. Отражая проблемы эргономического проектирования, он, безусловно, должен акцентировать внимание на проблемах эргономического анализа. В задачи курса входит: усвоение студентами теоретических знаний по следующим направлениям: эргономика как наука и проектировочная дисциплина, методы и технические средства эргономики, принципы эргономического анализа библиотечно-библиографической деятельности, эргономические принципы и основные задачи проектирования рабочей системы, а также овладение технологией применения профессиональных эргономических исследований и полученных теоретических знаний на практике.

Hosted by uCoz