Травина Ю.В.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНОГО ПРОФИЛЯ

Современные информационные технологии и средства вычислительной техники, несомненно, являются ядром процесса информатизации образования. Названный процесс не обошел стороной и систему подготовки библиотечных специалистов, для которых владение компьютерной техникой и технологиями давно приобрело значение профессиональной необходимости.

Целями информатизации учебного процесса в высшем образовании являются существенное повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов, развитие творческих способностей обучаемых. Речь может идти также о повышении эффективности учебного процесса, создании условий для непрерывного обучения, в том числе переподготовки и повышения квалификации готовых специалистов, увеличении количества обучаемых.

Решить эти проблемы во многом позволяет организованное на базе компьютерных телекоммуникаций дистанционное обучение, которое позволит преодолеть все недостатки традиционной формы обучения, сохраняя при этом все ее достоинства. Компьютер, используемый как средство в учебном процессе, является лишь одним из равноправных компонентов дидактической системы наряду с другими ее звеньями (целями, содержанием, формами, методами, деятельностью преподавателя и деятельностью обучаемого). Все эти звенья взаимосвязаны. Как новое содержание требует новых форм его организации, так и новое средство предполагает переориентацию всех других компонентов дидактической системы.

Дистанционное обучение представляет собой процесс непосредственной передачи знаний, умений и усвоения их обучающимися. Если традиционное понятие обучения определялось как процесс двусторонний, который включает в себя процесс преподавания, т.е. дидактическую деятельность преподавателя и процесс учения самого обучаемого, то особенность дистанционного обучения проявляется в процессах информационно-учебного взаимодействия между дидактическими средствами (учебными пособиями, аудио-видео материалами, компьютерными программами, справочниками, руководствами) и обучающимися.

Идеальная модель дистанционного обучения включает в себя интегрированную учебную среду с вариантным определением роли различных компонентов – технологических, педагогических, организационно-методических.

Библиотечный профиль обучаемых при разработке названной модели должен быть учтен практически на всех этапах. Это касается и целевых установок учебного процесса, ориентированных на подготовку специалиста-библиотечного работника, владеющего новейшими программными продуктами, в том числе поисковыми системами Интернет и системами управления баз данных. Организационно-методический аспект формируемой обучающей модели преимущественно ориентирован на создание эффективной образовательной среды, состоящей, например, из электронного учебника, тестовых заданий, тематики контрольных работ и методических указаний к их выполнению.

Удобный пользовательский интерфейс на основе гипертекстовой технологии организации учебного материала электронного учебника позволит значительно оптимизировать содержание и структуру образовательного процесса. Обучающая среда дистанционного учебного процесса должна предусматривать и технологические возможности организации беспрепятственного коммуникативного процесса между обучаемым и преподавателем.

Организация самостоятельной деятельности обучаемых в границах дистанционного обучения предполагает использование новейших педагогических технологий, развивающихся одновременно с ростом роли современных информационных технологий в учебном процессе. В первую очередь речь может идти об активном применении метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских, проблемных методов, разноуровневого обучения, а также модульного обучения, получившего широкое распространение в высшей школе стран Западной Европы.

Hosted by uCoz