Суслова И.М.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ
ДИСЦИПЛИН УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЦИКЛА

Эффективность обучения во многом определяется его системностью, т.е. целостностью и раскрытием существенных связей между предметом изучения и другими отраслями знаний. Показательными в этом отношении являются дисциплины, включающие в свое название термины “управление” и “менеджмент”. Каждая из них – это комплексная система знаний, опирающаяся на широкий круг научных дисциплин.

Определенные принципы системного подхода воплощаются в подготовке менеджеров библиотечной деятельности. Исследуя процессы управления библиотечной деятельностью, преподаваемые дисциплины имеют единую целевую направленность, что выступает важным фактором создания целостности. Изучение и освоение управленческой деятельности направлено на достижение следующих целей: формирование комплекса знаний о содержании и особенностях процесса управления библиотечной деятельностью; развитие логического мышления относительно объективных законов и закономерностей, принципов организации, функционирования и совершенствования систем управления библиотечной деятельностью; привитие навыков использования аналитического подхода к оценке реальных управленческих ситуаций и принятия на этой основе эффективных решений.

Учебный материал строится на изучении трех дидактических блоков. Первый – библиотечный менеджмент; второй – библиотечный маркетинг; третий – управление библиотечным делом. Каждый из них включает ряд дисциплин. К первому блоку относятся: стратегическое управление библиотечной деятельностью, управление персоналом, управленческий учет. Второй блок включает экономическую деятельность библиотек, фандрайзинг. В третий блок вошли сравнительное библиотековедение и библиотечное право. Такой подбор курсов обеспечивает логическую взаимообусловленность и позволяет качественно решать основные задачи в области подготовки руководителей для библиотек.

Можно выделить ряд составляющих, которые должны определять преподавание как отдельных учебных дисциплин, так и блока дисциплин организационно-управленческого характера. Особенности формирования менеджмента и маркетинга в отечественном библиотечном деле предполагают ознакомление с историей становления науки управления в России и за рубежом. Исследование эволюции менеджмента и маркетинга подтверждает, что наука управления – объективно существующая реальность, хотя представления о ее содержании расходятся у отдельных авторов, предлагающих свою структуру и порядок изучения.

Активный интерес к менеджменту как одна из самых определенных тенденций современности отразил насущную потребность библиотек в формировании нового класса специалистов, которые способны к решению сложнейших проблем переходного периода. Специфика решаемых задач предопределила особую роль руководителя библиотеки. Это менеджер-профессионал, обладающий специальными навыками, умениями в области управленческой деятельности.

В связи с этим вторая составляющая, которая определяет преподавание блока управленческих дисциплин, обеспечение будущих специалистов теоретическими знаниями в области фундаментальных основ менеджмента. Включение библиотеки в систему понятий менеджмента, поначалу происходившее спонтанно, обрело с течением времени научную обоснованность и доказательность. Библиотечный менеджмент основан на современной парадигме управления, используемой в мировой теории и практике. Новая парадигма значительно расширяет представления о возможностях управления за счет, во-первых, эффективного использования человеческого потенциала; во-вторых, маркетинговой ориентации на запросы пользователей; в-третьих, гибкого реагирования на процессы изменений, происходящих во внешней среде. Это позволило трансформировать управление библиотекой как частное направление библиотековедения в самостоятельную научную дисциплину, обладающую собственным объектом (библиотекой) и предметом (закономерности управленческой деятельности).

Третья составляющая блока управленческих дисциплин связана с “человеческим фактором” менеджмента. Теория персонал-стратегии, рожденная в менеджменте, предусматривает раскрытие социально-психологических аспектов функционирования трудового коллектива библиотеки, взаимодействия руководителя с исполнителями.

Вторая и третья составляющие объединены в библиотечном менеджменте рассмотрением сущности и содержания менеджерской деятельности, особенностей становления института менеджеров в России и за рубежом, роли и места менеджера в деятельности библиотеки.

Наконец, можно выделить и такую важную составляющую блока управленческих дисциплин, как обучение теории и практике применения современных информационных технологий и методов оценки альтернативных решений в условиях автоматизации управленческого труда.

Таким образом, наши рассуждения позволяют сделать следующие выводы: 1) библиотечный менеджмент предопределяет системность в изучении дисциплин управленческого цикла; 2) системный подход заложен в основе структуры и содержания библиотечного менеджмента и является одной из основных управленческих концепций; 3) библиотечный менеджмент, выступая базовой дисциплиной, позволяет органично развивать систему организационно-управленческих дисциплин.

Следовательно, преподавание организационно-управленческих дисциплин должно проводиться с позиций системного подхода. Его можно интерпретировать следующим образом: исследуя процессы управления библиотечной деятельностью, преподаваемая дисциплина, кроме свойственных только ей законов, закономерностей и методов, должна широко использовать методы других наук. В частности, изучение управленческих дисциплин должно строиться на достаточном знании философии, экономических теорий, социологии, статистики, психологии, информатики. При рассмотрении ряда управленческих проблем необходимо опираться на основные положения теории систем, теории информации, библиотековедения, привлекать данные и обобщения таких отраслей знания, как право, документоведение.

Hosted by uCoz