Ананьев В.П., Ананьев А.В.

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
КОМПЬЮТЕРНЫМ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Последнее десятилетие характеризуется бурным развитием компьютерных и информационных технологий и их проникновением во все сферы человеческой деятельности. Так, например, в Германии только за 2000-й год количество компьютеризированных рабочих мест выросло на 10%, что в абсолютном выражении составляет 1,7 млн. Более половины немецких семей имеют домашние компьютеры, а 20% семей регулярно пользуются Интернет. Россия, также вошла в период интенсивного внедрения новых информационных технологий как в семье и офисах (электронная почта, базы данных, Интернет, прием и передача факсимильных сообщений, компьютерные сети и т.п.), так и в библиотечной сфере (автоматизированные библиотечно-информационные системы (ИС), автоматизированные библиографические ИС, каталоги ОРАС, базы и банки данных, экспертные ИС, WEB-сайты и др.). Библиотечное образование, естественно, среагировало на эту тенденцию, введя в образовательный процесс такие курсы учебных дисциплин, как “Информатика”, “Технические средства информатизации”, “Технические средства библиотечно-библиографической деятельности”, “Новые информационные технологии” и ряд др.

Однако, как отмечают специалисты по внедрению автоматизированных ИС, успешное внедрение и функционирование компьютеризированных ИС возможно только при выполнении комплекса определенных требований: высокое качество ИС; дружественный к пользователю интерфейс ИС; компетентность пользователя при работе с ИС.

Последнее требование часто является основным препятствием на пути успешного функционирования ИС. Если водитель автомобиля, садясь за руль, обязан иметь официально подтвержденную квалификацию, то зачастую на практике внедрением и эксплуатацией ИС занимается мягко выражаясь “не вполне подготовленный персонал”, не обладающий необходимым уровнем компетентности. А так как успех работы ИС может быть представлен как произведение всех трех вышеприведенных требований, то, если хотя бы одно из них близко к нулю, то нулевым бывает и эффект от работы всей ИС. Поэтому представляется важным повышение образовательного уровня в вышеупомянутой группе дисциплин, с акцентом на качественное усвоение обучаемыми программных продуктов и ИС на их базе.

Задачи образования в упомянутой группе дисциплин проистекают из состава прикладных задач, решаемых будущим специалистом в библиотечной сфере и могут быть решены в следующей последовательности: определить какие прикладные задачи решает специалист-пользователь в каждом конкретном случае; разработать или позаимствовать учебную программу; организовать процесс обучения.

Естественно, что для успешного обучения будущих пользователей широкому кругу прикладных задач, уже решаемых традиционно и возникающих вновь в библиотечной сфере, преподавательский состав должен иметь соответствующие знания и опыт в каждой прикладной области, причем зачастую лучшие результаты в образовательном процессе достигаются, когда преподавание ведет опытный пользователь ИС, обладающий педагогическими навыками, а не профессиональный преподаватель, научившийся работе с ИС.

Важно, чтобы обучаемые имели позитивную мотивацию при освоении ИС. Опыт показывает, что мотивацию резко повышает предварительная информированность обучаемых об ИС, например, о ее основных функциях, возможностях, структуре , а также постановка конкретных задач перед изучением и освоением ИС. Как показывает опыт авторов, последнее является важным компонентом, способствующим повышению эффективности обучения. Задачи могут быть поставлены в форме самостоятельных работ, контрольных работ, курсовых работ и т.п. перед началом освоения данного программного продукта или ИС и подразумевают оценку качества усвоения материала обучаемым по результатам их решения.

Эффективность процесса обучения может быть повышена также путем организации такого процесса обучения, когда участники, как преподаватели, так и обучаемые, имеют возможность обмена мнениями в процессе образования, анализировать качество обучения, выявлять недостатки, устранять их причины. Возможная форма обмена мнениями – семинар по проблемам информационного образования. Многие проблемы могут быть при этом выявлены и решены приемами общей педагогики, хотя для некоторых проблем необходимо использование специфических знаний из прикладной области.

Сказанное будет способствовать более эффективному решению задач библиотечного образования и повышению уровня компетентности библиотечных специалистов при работе в условиях современной информационной революции.

Hosted by uCoz