Пирожков Г.П.

МЕТОД КОМПОНЕНТНОГО ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА
ПРЕПОДАВАНИЯ АВТОРСКИХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ КУРСОВ)

Профессиограмма специалиста (историка, менеджера, библиотекаря, информатика, документоведа и др.) включает перечень знаний, умений и навыков, приобретаемых при изучении краеведческих дисциплин (“Историческое краеведение”, “История родного края”, спецкурса “Топонимия Центрально-Черноземного края”), а также определяет содержание этого компонента. Структуру краеведческих курсов мы выстраиваем с учетом будущей специальности выпускников, а все формы и виды занятий, в совокупности отражающие основные параметры профессиограммы, нацелены на подготовку специалиста, способного вести научно-краеведческую работу прежде всего в той отрасли краеведения, которая близка к его специальности.

В Тамбовском филиале МГУКИ особое внимание обращается на изучение основных тем и актуальных проблем библиотечного и библиографического краеведения, совершенствование навыков информационного обеспечения краеведческой деятельности, изучение процесса трансформации документа в исторический источник, приобретение навыков менеджмента и самоменеджмента краеведения, формирование архивной, библиотечной или музейной коллекции (экспозиции, выставки и т.д.). Студенты с умением берутся за выполнение практикума по составлению родословий, истории своей семьи. Для первокурсников готовятся рассказы о понятиях и источниках краеведения, историко-краеведческие очерки, проводятся конкурсы, конференции и др. Изучение “Исторического краеведения” в 2001-2002 учебном году завершилось выполнением студентами специального практикума и их активным участием в межвузовской студенческой научной конференции “Тамбовское краеведение: изучение исторического опыта краеведческой работы и обобщение текущей практики”, организованной Тамбовским центром краеведения при областной организации Российской академии естественных наук. Базой поисково-исследовательской работы в вузе являются студенческий краеведческий кружок, а также семинары и творческие проблемные группы в рамках изучения курсов “Историческое краеведение” и “Отечественная история”.

Выполняя профессиональные задачи, мы применяем метод компонентного (модульного) обучения, суть которого в выделении основных компонентов-модулей (узловых тем и проблем вопросов) курса.

Применению именно этого метода в качестве одного из преобладающих в обучении способствует структура основных учебно-методических работ автора. Так, в учебном пособии “Краеведение” выделены блоки: 1) теория краеведения; 2) история краеведения (в том числе тамбовского); 3) источники краеведения; 4) основные формы и методика краеведческой работы. Они основа формирования компонентов-модулей курса.

Для каждого компонента определяются (опять же с учетом профессиональной подготовки выпускников) формы, виды занятий, основные методы обучения. Особое внимание обращается на практическую подготовку студентов. Умения и навыки формируются при выполнении самостоятельных творческих работ, в том числе в процессе изучения вспомогательных исторических дисциплин (генеалогии, геральдики, фалеристики и др.), а также ономастики, фольклористики и т.д. Проводится экскурсионная практика (в краеведческом музее, на базе внемузейных памятников Тамбова и др.). Закрепляются навыки и умения краеведческой работы во время производственной практики (будущие библиотекари занимаются краеведением в библиотеках, менеджеры, информатики, документоведы – в государственных и ведомственных архивах, канцеляриях учреждений, частных фирмах и т.д.). В помощь студентам автором составлены программы практикумов, написаны методические рекомендации.

Изучение каждого компонента курса завершается той или иной формой рубежного контроля.

Результаты исследований, творческие находки студентов (фольклорные произведения, воспоминания очевидцев исторических событий, документы из частных собраний и др.) публикуются отдельными изданиями, в трудах Тамбовского центра краеведения, в периодической печати. Краеведческие документы и материалы активно используются при написании курсовых и дипломных работ.

Использование компонентного метода позволяет эффективно управлять процессом обучения, контролировать аудиторные и внеаудиторные занятия студентов, оценивать работу каждого из них на каждом занятии. Это стимулирует повседневную работу студентов, положительно сказывается на итоговом результате (курсовом экзамене, зачете), а главное, прививает желание и в дальнейшем заниматься краеведением, профессионально подготавливая их к этой деятельности.

Hosted by uCoz