Петров Д.Н.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ
ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

Возможности сетевых технологий и технологий мультимедиа делают актуальным создание электронной учебной литературы на базе имеющихся учебных пособий. Традиционные учебники, конечно, еще не исчерпали себя, но современные требования к иллюстративному материалу, к логике построения смысловой части учебника и к его функциональности все более подводят к мысли, что практически весь учебный материал должен быть представлен в электронном виде.

Издание традиционной учебной литературы в настоящее время сталкивается с рядом проблем, главная из которых проблема финансирования. В условиях, когда общая стоимость тиража зависит от количества экземпляров учебного издания, издатели экономят как на количестве экземпляров, так и на качестве самого учебника, упрощая верстку, сокращая количество иллюстраций и выбирая для издания дешевую бумагу. Кроме того, сама парадигма бумажного издания значительно беднее парадигмы электронного издания. Функциональные возможности последнего, включающие гипертекст, мультимедиа и интерактивность позволяют, даже на основе уже существующей учебной литературы создавать ее электронные аналоги, более удобные, красочные, содержащие на порядок больше иллюстративного материала и, в конечном итоге, способствующие лучшему усваиванию студентами изложенной информации.

Формы использования электронной учебной литературы включают не только домашнее и аудиторное использование студентами материала для подготовки к занятиям, но и использование текстовых и графических материалов в собственных документах, сопровождение лекций и семинарских занятий, дистантное образование заочников. Электронная учебная литература компактна – ее можно распространять на СD, ZIР (в отдельных случаях и на дискетах), в этом случае на одном компакт-диске может быть размещено несколько учебников. В идеале вся учебная литература вуза должна размещаться на его сайте в глобальной сети и, конечно, в собственной локальной интранет-сети.

Последняя возможность позволяет создавать электронную библиотеку, построенную по принципу смысловых слоев. Если в обычной библиотеке единицей информации является книга, учебник, то в электронной библиотеке возможно эшелонированное размещение учебной информации. Так, для определенной учебной специальности следует разработать не только совокупность электронных учебников, но и общие учебные ресурсы, использующиеся в них общий именной указатель, терминологический словарь, общую базу иллюстративного материала. Кроме того, разумным является организация междисциплинарных ссылок, когда все учебники оказываются связанными воедино и студент, например, может обратиться за более полным изложением материала, определением, доказательством или формулой к другому учебнику. Такого рода электронная учебная библиотека может содержать и справочные издания. В ней можно использовать ссылки на внешние источники – сайты с похожей тематикой.

В качестве базовой технологии для создания электронных учебных библиотек следует использовать технологию, базирующуюся на глобальных сетевых форматах данных – НТМL (в дальнейшем НМL и ХНТМL), JPEG (в дальнейшем JPEG2000), МР3 для звуковой информации и МРЕG для видеоинформации. Такой подход позволяет максимально унифицировать как процесс создания электронных учебников, так и их использование. Один и тот же материал может распространяться на диске, использоваться в местной интрасети и в интернете. Данная технология позволяет также свести к минимуму затраты на разработку электронного учебника. Ограничения, свойственные этому подходу – недостатки форматирования, однообразный интерфейс, недостаточный уровень интерактивности – либо не являются определяющими, либо легко обходятся при помощи внедрения активных элементов (например на JavaScript).

На данный момент “всемирная паутина” является самой популярной службой Интернет. В основном она предназначена для коллективного использования информации различной тематики и представленной в текстово-изобразительном, мультимедийном и другом виде.

Преимущество использования интернет-технологий в электронных изданиях заключается в следующем: 1) возможность просмотра электронных документов на различных операционных платформах; 2) не требуется специальное программное обеспечение для просмотра электронных документов; 3) не требуется специальных знаний для работы с соответствующим программным обеспечением.

Основной проблемой является создание качественных электронных документов с применением интернет-технологий и формирование из них соответствующей базы.

Наручные часы Bulova
Hosted by uCoz