Пачкова В.Г.

НИРС НА ФАКУЛЬТЕТЕ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

На заочном факультете библиотековедения, библиографии и информатики МГУКИ сложилась определенная система научно-исследовательской работы студентов, которая имеет свою богатую историю. Эта система постоянно развивается, приобретая новые направления, новые качественные свойства, способствующие творческому развитию личности студента, умеющего новаторски развивать библиотечно-библиографическую и информационную деятельность.

Привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности начинается с 1 курса. В соответствии с учебным планом студенты всех курсов принимают активное участие в специальных семинарах по НИР. На них они знакомятся с целями и задачами НИР в вузе, основами методики и методологии научного исследования, проблематикой библиотечно-библиографических, книговедческих и информационных НИР, методикой написания докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ.

Деканат, кафедры заинтересованы в том, чтобы каждый студент был активен в изучении учебных дисциплин, мог анализировать, обобщать, делать выводы.

Курсовая работа в системе заочного образования часто служит основанием для написания доклада, сообщения на научной студенческой конференции, разработки дипломного проекта. Защита курсовых работ носит творческий характер, поскольку тематика и содержание их, как правило, затрагивает актуальные вопросы теории и практики библиотечного дела.

Выступление на научной студенческой конференции дает возможность студенту утвердиться в выборе тематики и направлении научного исследования, оценить свою работу со стороны, получить богатый методический и информационный материал для дипломной работы. Научная студенческая конференция “Библиотечно-информационная наука и практика: 2001 год” собрала 182 студента. К конференции был подготовлен сборник тезисов докладов: “Библиотечная наука и практика: голоса молодых” (выпуск 4).

Ежегодно научные студенческие работы направляются на Всероссийский конкурс на лучшую научную работу студентов. В 2001 г. Всероссийскому конкурсу впервые предшествовал внутривузовский конкурс “Планета на пути к культуре мира”. Дипломами Минобразования России награждены студенты Скворцова С. А. за публикации “Библиотека как культурно-досуговый центр” и Рушинский А. В. за публикации по теме: Компьютеризация деканатов факультетов”.

Дипломное исследование студента является итогом его учебной и научной работы в вузе, заключительным этапом подготовки специалиста в области библиотечно-информационной деятельности.

В Положении о порядке выполнения выпускных квалификационных работ в МГУКИ отмечено: “Проблематика выпускных квалификационных работ разрабатывается специальными кафедрами в соответствии с направлениями подготовки специалиста, с учетом заявок и предложений научных и практических учреждений культуры и образования, органов управления и коммерческих структур”.

Поскольку тематика, рекомендуемая кафедрами, является примерной, то студент может сам предложить тему исследования и утвердиться в ней, согласовав с научным руководителем и кафедрой.

Анализ тематики дипломных работ в 2001 году показал, что выбор тем студентами отличается актуальностью, в основном соответствует уровню и перспективным направлениям науки и практики, нацелен на решение реальных задач с учетом передового отечественного и зарубежного опыта.

Государственные аттестационные комиссии, в которых защищали студенты свои дипломные исследования, рекомендовали для поступления в аспирантуру 27 человек, 5 из которых уже успешно учатся в ней.

Третий год на факультете проводится конкурс дипломных работ студентов. Цель конкурса – поддержать дипломированных специалистов, помочь им внести свой вклад в развитие и совершенствование библиотечно-библиографической и информационной деятельности. Конкурс 2001 г. выявил не только высокий уровень общенаучной и специальной подготовки студентов-выпускников, их способность применять полученные знания при выполнении конкретного задания по профилю своей специальности, но и умение творчески разрабатывать обозначенную проблему.

Системный подход к организации НИРС на факультете помогает сохранить высокий уровень подготовки специалистов на заочном факультете библиотековедения, библиографии и информатики.

Hosted by uCoz