Матвиенко О.В.

КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Известные представители американской информационной науки В.Сламеска и М.Таубе еще в середине 60-х гг. XX в. акцентировали внимание на развитии профессии информационных работников. Сегодня мы являемся свидетелями становления комплексной профессии, которая имеет название информационная деятельность, и направление исследований, которое можно назвать теорией информационных систем. Их основной целью является использование современных как теоретических, так и технических достижений в области методов и систем для решения двух проблем информационного обслуживания: быстрого и рационального распространения информации и длительного ее хранения в форме, удобной для последующего поиска.

Намеченное направление исследований актуально и сегодня, когда в условиях внедрения компьютерных технологий особенно интенсивно происходят изменения в информационной деятельности, что требует разработки педагогических основ подготовки специалистов для сферы управления внедрением и функционированием информационных систем.

Выполненный комплексный анализ поля профессиональной деятельности менеджеров информационных систем позволил сформулировать основные концепты в структуре целей, содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса подготовки менеджеров информационных систем: роль информации в общественном развитии; автоматизированные информационные системы как основной инструмент создания современной автоматизированной информационной инфраструктуры общества; теория управления, ее функциональный подход и гуманистические модели управления; информационная культура как основная составляющая профессиональной культуры специалиста.

Основным источником формирования содержания образования является информатизация общества, его потребность в определенном содержании и уровне обучения, информатизация образовательных процессов, которая делает доступным содержание образования как по теоретическому уровню, так и по возможности практической реализации.

Единство и взаимообусловленность приведенных концептов в структуре учебно-воспитательного процесса подготовки менеджеров информационных систем позволяют определить закономерности его построения, определив их таким образом: цели подготовки менеджеров информационных систем соответствуют современному состоянию и тенденциям информатизации общества, широкому внедрению информационных систем во всех сферах деятельности, развитию теории управления и гуманистических моделей управления трудом; содержание образования менеджеров информационных систем, его комплексный и междисциплинарный характер обусловлен фундаментализацией информатики и связан с развитием автоматизированных информационных систем и функциональным направлением теории управления. Данная закономерность ориентирует процесс обучения на осмысление сложных явлений информатизации общества, позволяет раскрыть основные содержательные линии предмета информатики, которые обеспечивают формирование новой информационной культуры общества и специалиста, осмысление опыта теории и практики управления в процессах внедрения и использования информационных систем и функциональный подход ко всем этапам жизненного цикла информационной системы.

Выявленная закономерность позволяет выполнить генерализацию знаний, структурирование учебного материала наряду с выявлением сущности цельного подхода к его изучению, организацией системного и обобщенного его усвоения, т.е. выстроить систему знаний, необходимых менеджеру информационных систем, предложить конкретный состав этой системы и выявить взаимосвязи между отдельными дисциплинами; методы и формы обучения взаимосвязаны с приоритетными направлениями информатизации образования, внедрением в учебный процесс компьютерно-ориентированных и телекоммуникационных технологий, которые способствуют всесторонней активизации творческих, поисковых личностно-ориентированных, коммуникативных форм обучения, повышению его эффективности, мобильности и соответствия требованиям практики.

Выявленные дидактические закономерности позволяют сформулировать специфические условия реализации дидактических принципов, отображающие требования закономерностей подготовки менеджеров информационных систем: учет универсальности социальной функции информации, информационной деятельности и информационных систем, применение функционального подхода теории управления к созданию условий эффективной переработки информационных ресурсов с использованием автоматизированных информационных систем. Соответствие содержания обучения современному уровню и основным направлениям развития науки и техники, организация учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний и связь его с будущей практической деятельностью позволяют овладеть системой знаний о научных основах информатизации общества, информационных технологий, сформировать общепрофессиональные политехнические и специальные знания и реализовать политехнический принцип профессионального обучения; фундаментальный характер информатики, развитие ее содержательных линий предусматривает такое построение содержания образования, при котором специалист способен осваивать новые специальности и новые технологии, повышать свою квалификацию в условиях быстро изменяющихся поколений техники и внедрения новых технологий, что позволяет реализовать при проектировании учебно-воспитательного процесса принцип профессиональной мобильности; учет сложных междисциплинарных связей между исходными составляющими, которые определяют содержание профессиональной деятельности в сфере менеджмента информационных систем. Организация учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний требует использования таких форм организации учебного процесса, при которых один вид деятельности выступает способом решения предметных заданий другого, что позволяет реализовать принцип моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе.

Конструирование содержания образования методом конусного интегрирования (Гончаренко С.У., Козловская И.М.), позволяет анализ и последующий выбор всех возможных целесообразных связей сначала инвариантной части (общеобразовательного и политехнического характера), а далее конструирования вариативных частей (для различных групп специализаций).

Hosted by uCoz