Марчева О.Б.

ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА “НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
ДОКУМЕНТАЦИЯ” СТУДЕНТАМ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
“БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ И БИБЛИОГРАФИЯ”

Опубликованные документы при известных достоинствах – общедоступность, удобство восприятия, наличие четких выходных данных – имеют существенные недостатки: большие сроки доведения информации до потребителя и невозможность ее отражения в полном объеме. Все это привело к широкому использованию, в том числе в информационных службах, неопубликованных документов. Они составляют к настоящему времени в общем объеме документного потока около 80%, большая часть из которых приходится на долю научно-технических.

Появление в последнее десятилетие новых видов технических документов, в особенности справочно-информационной направленности, активизация процессов патентования и защиты интеллектуальной и промышленной собственности, реформирование системы информационного обеспечения научно-технической деятельности обусловили актуальность и востребованность учебного курса “Научно-техническая документация” в рамках дисциплин специализаций специальности “Библиотековедение и библиография”.

Данная дисциплина предполагает знакомство с видовым составом научно-технических документов (НТД), их экспертизой ценности, технологией работы служб НТД, основными целями и организационными формами использования этих документов и системой информирования о них.

При рассмотрении различных систем научно-технической документации особое внимание следует обратить на наиболее мобильные из них: нормативно-техническую и документацию по изобретательству, стандарты, патенты, авторские свидетельства и др. В рамках лекционных занятий необходимо раскрыть, кроме общей характеристики этих видов документов, этапы разработки стандарта, его структуру и оформление, характеристику мировых потоков стандартов и патентной информации, отличие патента от авторского свидетельства, этапы патентного производства. В рамках данной специальности заслуживает особого внимания анализ процессов информирования о научно-технических разработках в нашей стране: необходимо затронуть зарубежный опыт в этой сфере, провести сравнительный анализ Государственной автоматизированной системы научно-технической информации до и после ее реформирования.

Курс “Научно-техническая документация” отличает высокая концентрация практических и семинарских занятий, предполагающих практическое освоение полученных знаний. В их процессе обязательно должен рассматриваться и анализироваться в различных аспектах каждый вид НТД. Следует обратить внимание, что: при анализе документации по изобретательству необходимо проведение практических занятий, в том числе и по патентному производству, на которых студент должен описать схему прохождения конкретного патента и публикаций о нем в зависимости от страны, где патентовалось изобретение; система практических занятий по экспертизе ценности предполагает ее поэтапное проведение для научно-технических документов различных видов и документальное оформление ЭЦ.

При подготовке к практическим занятиям необходимо обязательное использование государственных стандартов, регламентирующих видовой состав различных систем документации и оформление отдельных документов.

Одной из форм промежуточного контроля по курсу “Научно-техническая документация” могут являться тесты, содержащие комплекс вопросов и варианты ответов по разделам курса. При использовании тестов преподаватель имеет возможность более быстро и комплексно установить подготовленность студентов по данному предмету. Материал считается усвоенным удовлетворительно, если доля правильных ответов при тестировании составляет не менее 75%.

В заключении хотелось бы отметить скудную информационную обеспеченность учебной дисциплины “Научно-техническая документация”; отсутствие монографий и учебных пособий, рассматривающих проблемы курса в современном аспекте; недостаточность методических разработок, обеспечивающих процесс его преподавания в вузе.

Hosted by uCoz