Леонидова Г.Ф.

ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И ПРОДУКТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ КАЧЕСТВЕННО НОВОЙ
ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Улучшение системы вузовской подготовки библиотечных кадров в условиях информатизации общества требует всестороннего погружения студентов в сферу новых информационных технологий в соответствии с задачами современного библиотечного производства и повышения эффективности обучения. Среди новых информационных технологий особое место занимают гипертекстовые технологии, получающие все большее распространение в библиотечной практике. Успешное овладение студентами гипертекстовыми технологиями может иметь место только в том случае, если гипертекстовые продукты станут неотъемлемым элементом обучающей среды. В составе обучающей среды нового типа могут использоваться гипертекстовые учебные издания различных видов: учебники, учебные пособия, лабораторные практикумы, методические рекомендации и др. Особое место в этом ряду занимают гипертекстовые справочные издания. Дефицит учебных продуктов такого типа в целом и, в частности, гипертекстовых учебных словарей и справочников делает актуальной проблему их создания.

На кафедре технологии автоматизированных информационных систем Кемеровской государственной академии культуры и искусств с 1999 г. были развернуты работы по созданию комплекса гипертекстовых учебных словарей-справочников по различным дисциплинам и предметным областям. В качестве приоритетных объектов работы были выбраны обеспечивающие подсистемы автоматизированных информационных систем. Первый учебный продукт такого типа – гипертекстовый учебный словарь справочник “Лингвистические основы информатики” был зарегистрирован в государственном регистре баз данных научно-технического центра “Информрегистр” в 2000 г. В настоящее время завершена работа по созданию гипертекстового учебного словаря-справочника “Программное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем”.

Создание гипертекстового учебного словаря-справочника предусматривало выполнение работ трех видов: сбор исходной информации; докомпьютерная (семантическая) обработка информации; компьютерная обработка данных.

Сбор исходной информации предусматривал определение границ предметной области, выявление источников отбора лексики словаря-справочника, выделение терминов и понятий, нормализация лексических единиц словника, формирование рабочего массива определений терминов и понятий. В качестве источников первичного отбора терминов и понятий использовались нормативно-технические, справочные, научные и учебные документы. Содержание словаря составили: дефиниции всех видов средств программного обеспечения, требования к средствам программного обеспечения, состав программной документации, а также понятия, связанные с алгоритмизацией и программированием.

Семантическая обработка включала систематизацию и группировку терминов и понятий, анализ существующих определений с точки зрения состава элементов, содержания и структуры; создание модели словарной статьи, построение и оформление словарных статей отобранных терминов и понятий, установление взаимосвязей между лексическими единицами, проверку словаря-справочника на полноту, формирование упорядоченного массива словарных статей, разработку справочного аппарата словаря-справочника.

Все работы выполнялись в соответствии со стандартом системы вузовской учебной документации “Учебный терминологический словарь. Структура и форма представления” и методикой разработки гипертекстового учебного терминологического словаря-справочника, созданных сотрудниками кафедры технологии автоматизированной обработки информации Кемеровской государственной академии культуры и искусств.

Работы по созданию электронной версии гипертекстового словаря-справочника включали: ввод данных, расстановку гипертекстовых ссылок, подготовку и вставку графического материала, генерацию словаря специальной программой HTML Help Workshop. При создании данного продукта, помимо программы-оболочки HTML Help Workshop, использовались такие программные средства как Word и FrontPage из пакета Microsoft Office 2000, а также графический редактор Paint. Работа со словарем-справочником возможна при наличии программы Internet Explorer версии не ниже 5.0.

Гипертекстовый учебный словарь-справочник включает: введение, алфавитный указатель словарных статей, определения словарных статей, список литературы.

Содержание гипертекстового словаря-справочника определило его место в структуре профессиональной подготовки библиотекарей-библиографов высшей квалификации. Важнейшим направлением использования гипертекстового учебного словаря-справочника студентами специальности 052700 “Библиотековедение и библиография” на факультете информационных технологий КемГАКИ является изучение дисциплин “Автоматизированные библиотечно-информационные системы” и “Технические средства библиотечно-библиографической деятельности”. Наряду с этими дисциплинами представленная в словаре развитая система гиперссылок может оказать существенную помощь студентам в ходе изучения курса “Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем” при выполнении практических заданий по предметизации и систематизации документов по различным аспектам программного обеспечения.

В современных условиях развития системы высшего образования вполне закономерным представляется использование созданного гипертекстового словаря-справочника при дистанционной организации учебного процесса.

Hosted by uCoz