Кузнецова И.Г.

Информационная грамотность: подходы к обучению
в Мэрилендском университете, США

Информационная грамотность – это комплекс знаний и навыков, при помощи которых информация определяется, организовывается и “упаковывается” в разные форматы; определяется потребность в информации; выстраивается стратегия поиска информации, релевантной потребности и стратегия поиска в среде информационных ресурсов; критически оценивается полученная. документе имеет и проблемную и дисциплинарную организацию. Анализ дисциплинарной структуры науки и научной дисциплины как одного из ее компонентов предполагает изучение и познавательных, и социально-организационных процессов. Научную дисциплину объединяет не только общность объекта, предмета, принципов и методов исследования, не только единая научно-исследовательская программа и методика, но и общие социально-организационные структуры – наличие институтов, факультетов, кафедр, ранжирующих научное сообщество и др. Наряду с дисциплинарными структурами науки существует проблемная организация научных исследований, которая не всегда перерастает в новую научную дисциплину – одну из важных структурных единиц науки.

Дисциплинарная структура науки возникает в специальных условиях так называемой “вузовской науки”, где труд исследователя неотделим от труда преподавателя, где научные исследования оказываются эпифеноменом преподавателя. Система образования, в которой на первое место выдвинуты дисциплинирующие механизмы и нормы, приводит к специфическим формам организации знания, существенно отличающихся от прежних форм систематизации знания, например, от теории. Для этих форм организации знания характерно разделение всего корпуса знания на определенные отрасли, иерархизация знания в соответствии с порядком обучения. Учебный материал структурируется: анализируются возможные логические структуры учебного предмета и отбирается та из них, которая оказывается оптимальной для организации учебного процесса. Не менее важным является определение системы знаний, умений и навыков, призванных сформировать у студентов системное представление о предмете. В содержании и структуре научной и учебной дисциплин имеются и общие черты, и специфические отличия, которые требуют адаптации в учебном процессе.

Прежде всего преподаватель должен обладать глубокими знаниями не только базовой науки, но и системы сопредельных и смежных наук. В то же время результаты преподавания будут плодотворными лишь тогда, когда преподаватель будет оперировать современными методами и технологиями обучения. Методика обучения, это не только свод правил, приемов и средств, с помощью которых можно научить тому или иному предмету, но и самостоятельная наука, которой должен в совершенстве владеть преподаватель. Не меньшее значение имеют и новые образовательные и информационные технологии, обеспечивающие достижение прогнозированного результата в изменяемых условиях учебно-воспитательного процесса. К сожалению, этой стороне педагогической деятельности уделяется недостаточно внимания. Ныне конкретным методикам необходимы, кроме устоявшихся традиций, новые оригинальные концепции, а следовательно, и свежие научные силы: магистры, изучающие курс “Методика преподавания спецдисциплин” – будущий резерв кандидатов и докторов наук, совершенствующих современные методики и технологии обучения библиотекарей-библиографов. Таким образом, синергетический подход в преподавании позволяет достичь системной связи между базовой наукой, учебной дисциплиной, методикой и технологией обучения, повышая их эффективность.

Hosted by uCoz