Коновалова Н.А.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА
“ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ”
В числе актуальных проблем высшего информационно-библиотечного образования - решение вопроса о характере, содержании, объеме и формах преподавания курса “История библиотечного дела на Северном Кавказе” (ИБДСК).
Как учебная дисциплина ИБДСК имеет большое значение для библиотечно-библиографического образования, поскольку способствует познанию закономерностей развития библиотечной теории и практики, пониманию роли библиотек на различных этапах истории человечества, в конкретных общественно-экономических формациях.
Курс на ИБФ КГУКИ составляет 54 часа и изучается на дневном и заочном отделениях и только в группах УБ, ТАИБС. С 2001 г. на информационно-библиотечном факультете введена новая специализация – МКТ (менеджер книжной торговли), этой специализацией изучается курс ИБДСК, которому отведено также 54 часа. Таким образом, молодая и перспективная дисциплина (ИБДСК), постепенно включается в новые специализации ИБФ.
Лекции по библиотечному краеведению были подготовлены и читались уже для первого набора студентов и в библиотековедческих курсах, и курсах по выбору. К чтению лекций по истории краевых областных библиотек привлекались и привлекаются сотрудники библиотек.
Так, зам.директора УНБ им. А.С. Пушкина Е.И. Кривкова, которая подготовила и издала книгу “Именем Пушкина наречена… К 100-летию Краснодарской краевой научной библиотеки им. А.С. Пушкина”. (Краснодар. Кн.изд-во, 200.–240с.), ежегодно читает лекции по истории своей библиотеки.
Северо-Кавказский регион включает 11 субъектов федерации, в том числе Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия – Алания, Чеченская республики, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область. И только по Краснодарской краевой универсальной научной библиотеке им. Пушкина имеется монография, которая является учебным пособием по курса ИБДСК. Пора бы подготовить и издать подобные монографии и другим универсальным научным библиотекам Северо-Кавказского региона, давно перешагнувшие свой 100-летний юбилей. Среди них Ставропольская краевая УНБ им. М.Ю. Лермонтова (основана в 1852 г.), Донская ГПБ (1886г.), НБ Республики Северной Осетии (1895г.), НБ Республики Адыгея (1895г.), Дагестанская НБ (1900г.).
В 1971 г. вышла монография С.Н. Дозорец “Из истории библиотечного дела в Кабардино-Балкарии” (64с.), в которой содержится материал по истории библиотечного дела и истории НБ Кабардино-Балкарии. В 1977 г. вышла книга И.Г. Иванеева “История библиотечного дела на Дону” (101с.), в ней освещен опыт библиотечного строительства в первые годы советской власти основополагающим принципом которого явился принцип коммунистической партийности.
В 1995 г. в Краснодаре начал издаваться новый журнал “Кубань: проблемы культуры и информатизации”. Его содержание очень разнообразное. Среди многих рубрик была и такая – “Из истории и практики работы библиотек”. Журнал “Кубань…” большое внимание уделял вопросам развития культуры Кубани, а также проблемам развития библиотечного дела на Кубани. Несмотря на то, что вышло всего 20 номеров, он был одним из основных источников информации по истории и современному состоянию библиотечного дела на Кубани.
По курсу ИБДСК автор тезисов подготовила и издала рабочую программу, в 2000 г. вышло учебно-методическое пособие “История библиотечного дела на Северном Кавказе”. При общем хронологическом подходе материал в нем систематизирован по трем аспектам: федеральному, типологическому и проблемному. В настоящее время ею же подготовлено учебное пособие “Универсальные научные библиотеки: Северо-Кавказский регион”, которое знакомит с историей и современным состоянием 11 национальных, универсальных научных краевых, областных библиотек Северного Кавказа.
В курсе ИБДСК активно используются сборники международных научных конференций, особенно “Библиотечное дело…” (МГУКИ), “Библиотека в контексте истории” (РГБ), в которых содержится материал по библиотечному делу Северо-Кавказского региона.
По курсу ИБДСК студенты выполняют курсовые, дипломные работы. Они используются в учебном процессе в качестве учебного пособия. Как учебное пособие в курсе ИБДСК активно используются и кандидатские диссертации.
Специальная периодическая печать хотя и скупо, но освещает региональное библиотековедение. Она тоже используется в курсе ИБДСК.
Исходя из всего сказанного, стоит отметить, что региональное библиотековедение относится к числу важнейших курсов в системе высшего информационно-библиотечного образования.