Ключенко Т.И.

ЛОГИКА НАУКИ И ЛОГИКА ПРЕПОДАВАНИЯ:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ
НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН

Информационной базой деятельности информатика в социогуманитарной сфере являются все дисциплины, предусмотренные образовательной программой, при условии, если последняя ориентирована на подготовку специалиста в условиях реальной жизни. При разработке образовательных программ, вычленении “базовых знаний” необходимо иметь некоторый методологический ориентир для решения такой задачи. Таким ориентиром может служить информационная модель научной дисциплины (НД).

Анализ науки как системы знаний и вида деятельности позволяет построить информационную модель НД, то есть конкретной области труда ученых, имеющей свои объект и предмет.

Специалисты, занимающиеся подобной проблемой, выделяют семь структурных элементов, которые достаточно полно могут представить модель НД: задачи, факты, теории, методы, методология, оценочные нормы, тезаурус (словарь лексических единиц, обозначений и символов). Научная деятельность в рамках конкретной НД представляет собой процесс решения задач, позволяющий получить новое знание о реальном мире применительно к объекту и предмету НД. Эти задачи удобно разбить на две группы. К первой относятся задачи, решаемые “для общества” и состоящие из задач пяти типов: 1) исследование; 2) описание; 3) объяснение; 4) прогнозирование; 5) преобразование. Все применительно к объекту и предмету НД. Вторая группа задач связана с получением нового знания, необходимого для успешного функционирования самой дисциплины, т.е. для самой науки. Эта группа задач имеет шесть направлений: разработка и совершенствование методов исследования (6); описания (7); объяснения (8); прогнозирования (9); преобразования (10) и, соответственно, развития и совершенствования (тезауруса).

Принципиальное различие между научной и учебной дисциплинами состоит не в содержании и структуре обеих, а в их социальной функции. Так, НД существует для того, чтобы решать научные (научно-социальные) задачи соответствующей области знаний. Здесь информационная база играет роль инструмента, средства решения задач. Учебная дисциплина призвана знакомить студентов определенной категории с объектом, предметом и специальными задачами научной дисциплины (как правило, с задачами первой группы). Информационная база учебной дисциплины играет роль предмета усвоения студентами. Студенты изучают не научную дисциплину, а дисциплину учебную. Однако это изучение осуществляется ради того, чтобы в конечном итоге уметь решать задачи дисциплины научной.

Результатом корректно поставленного учебного процесса должны быть умения студента решать задачи своей специальности. В соответствии с психологическим принципом единства сознания, личности и деятельности умения могут быть сформированы только в ходе самостоятельной работы студента – в процессе решения им задачи. Поэтому проект любого учебного курса должен включать все элементы технологии обучения, начиная с четкого определения содержания образования (педагогической цели подготовки студента) по дисциплине и кончая средствами контроля достигнутых результатов на всех этапах обучения. Содержание и объем учебной дисциплины определяются педагогической целью, образовательной программой, которые зависят от типа образовательного учреждения, особенностей контингента учащихся.

В высшей школе обычно обучение направлено на усвоение знаний и формирование умений и навыков применительно к первой группе задач НД. Решению задач второй группы уделяется, на наш взгляд, незначительное количество времени. Логика построения курса учебной дисциплины может быть разной: от фактов, теории, методов, методологии и т.п. Естественно, что результаты обучения студентов тоже разные. При подготовке информатика в рамках специальности “Прикладная информатика” (социально-гуманитарная сфера), на наш взгляд, желательно учить решению задач второй группы, делая акцент на методологии науки, подчиняя этой идее логику науки.

Связующим звеном в структуре междисциплинарной информационной базы деятельности информатика в социально-гуманитарной сфере является методологическое знание. Присутствие интегрирующих методологических дисциплин (или группы таких дисциплин) в общеобразовательных программах для информатиков социально-гуманитарной сферы позволит сформировать целостное профессиональное мировоззрение будущего специалиста, без чего у выпускника вуза не может быть должной способности к адаптации в условиях быстро меняющейся жизни. Такими методологическими дисциплинами призваны стать “Основы методологии и методики НИР”, “Информатика и программирование”, “Математика”, “Лингвистические основы информатики”.

Hosted by uCoz