Гусева Э.П.

О ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА “ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ”
В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ШКОЛАХ
УНИВЕРСИТЕТОВ США

С тех пор как электронные библиотеки прочно заняли свое место в системе учреждений, предоставляющих информацию для различных областей науки и иных сфер жизни человека, перед библиотечно-информационными школами встала проблема подготовки нового поколения библиотекарей, способных формировать и использовать их электронные коллекции. Наряду с традиционными, в университетах и колледжах стали вводиться новые курсы, содержание которых находится на стыке информационных и компьютерных дисциплин. Особый интерес вызывает курс “Электронные библиотеки”; изучаемый в этом курсе предмет (электронные библиотеки) является последовательным звеном в цепи дисциплин, исследованием которых занимается библиотековедение.

В американских библиотечных, информационных и компьютерных школах эта дисциплина стала вводиться через несколько лет после того как в 1994 г. было начато осуществление проекта “Электронные библиотеки. Фаза 1”. В настоящее время, когда действует следующая фаза этого проекта, и многие школы приобрели опыт преподавания курса “Электронные библиотеки”, стали более ясны проблемы, входящие в круг этой дисциплины. Основные направления и тенденции развития этой дисциплины сформировались в результате творческого взаимодействия между разнообразными учебными программами в различных библиотечно-информационных школах США.

Из 56 аккредитованных Американской библиотечной ассоциацией библиотечных и информационных школ в 15 преподается курс с названием “Электронные библиотеки”. В остальных школах так или иначе проблемы электронных библиотек отражены в схожих по содержанию курсах, в заглавиях которых можно вместо термина “электронные” встретить его синонимы: “виртуальные” или “Интернет-библиотеки”, а также “Электронное библиотековедение”.

Интересными представляются проводимые в США исследования по изучению понимания студентами термина “Электронная библиотека” до начала изучения курса. Результаты показали, что половина участвующих в нем студентов не знает, что это такое, но хотели бы изучать курс, предоставляющий возможность овладеть навыками использования и организации электронных библиотек. Треть студентов имела представление, что электронные библиотеки предоставляют свои каталоги для интерактивного доступа. Остальные студенты, несмотря на то, что не смогли дать определение термину, ссылались на Библиотеку Конгресса как на пример одной из электронных библиотек. Эти данные свидетельствуют о заинтересованности учащихся в познании деятельности электронных библиотек и актуальности этого курса.

Предлагаемые темы курса “Электронные библиотеки” весьма разнообразны, от технических аспектов (в программах по изучению компьютерных наук) до курса, ориентированного на менеджмент электронных библиотек (в библиотечно-информационных школах). Но наибольшее внимание уделяется проблемам построения информационных систем и формированию электронных коллекций. Меньше внимания уделяется пользователям электронных библиотек и удобству и простоте их использования, хотя как раз эти проблемы и вошли в задачи исследования проекта “Электронные библиотеки. Фаза 2”.

Анализ учебных программ различных библиотечно-информационных школ показал, что подача материала в них различна по содержанию: по-разному дается определение термина “электронная библиотека”; наполнение курса “Электронные библиотеки” также неодинаково в различных университетах. Для многих научных институтов электронная библиотека только лишь оцифрованная коллекция отдельных содержащих информацию предметов, будь то печатная продукция, изображение или звук. В других случаях концепция предмета электронной библиотеки едва выходит за пределы традиционной модели информационной системы, работающей в режиме запросов и просмотра.

С точки зрения теоретиков и практиков библиотечного дела США, подход к изучению нового вида библиотек, появившегося вслед за традиционными и автоматизированными библиотеками, представляется более многогранным. Так, в положении Американской электронной библиотечной ассоциации вполне четко дано определение понятия “электронные библиотеки”. Электронные библиотеки определяются как организации, которые наряду с традиционными функциями библиотек – отбор, доступ и сохранность документных ресурсов, располагают также специализированным персоналом, работа которого заключается в отборе и структурировании коллекций электронных документов, предложении интеллектуального доступа к этим фондам, объяснении, распространении, сохранении целостности и обеспечении постоянства коллекций электронных документов. Функционирование электронных библиотек строится так, чтобы они были технически и экономически легко доступны для пользователей, представляющих определенные сообщества (научные работники, дети, и т. д.). От библиотекарей требуются как знание библиотечного дела, так и навыки специалиста в компьютерной области. В определении также указывается, что электронные библиотеки не являются единой, полностью электронной системой, предоставляющей для всех слоев общества и в любой точке мира постоянный доступ ко всей наличной информации, а входят в состав системы традиционных библиотек.

Анализ программ выявил несколько основных областей и самостоятельных тем, которые наиболее важны в изучении курса “Электронные библиотеки” и должны включаться в содержание учебных программ на эту тему. К ним относятся:

1. Теоретические и исторические предпосылки возникновения электронных библиотек: история библиотек; информационная деятельность человека (особенности поведения человека в восприятии и накопление информации); теоретические проблемы информационных запросов и просмотров; формирование электронных коллекций и развитие электронных библиотек.

2. Техническая инфраструктура электронной библиотеки: средства информационных запросов и просмотров; создание баз данных электронных библиотек; распределенные коллекции; мультимедийные форматы и приложения; возможность взаимодействия и совмещения сетей; сетевые технологии; Web-разработки в электронных библиотеках; конструирование интерфейса; протоколы коммуникаций; языки запросов.

3. Организация знаний в электронных библиотеках: метаданные (вспомогательные описания для данных); индексирование; классификация; конверсионные технологии; сохранность электронной информации.

4. Доступ и использование информации электронных библиотек: пользователи и услуги электронных библиотек; оценочное и практическое исследование; информационная деятельность в электронных библиотеках.

5. Социальные, экономические и политические проблемы: электронное издательство; научное сообщество; авторское право и право на интеллектуальную собственность в электронных библиотеках; затраты на построение электронных библиотек; финансирование электронных библиотек.

6. Профессиональные проблемы: роль и обязанности электронного библиотекаря; менеджмент электронных библиотек; методическое руководство.

В библиотечно-информационных школах американских университетов курс “Электронные библиотеки”, как правило, читается на магистерских программах (старших курсах) в течение одного семестра. Каждая школа подходит к выбору изучаемых проблем индивидуально. Обычно изучается 2-3 области деятельности электронных библиотек. Практические занятия могут выносится на отдельные семинары и лабораторные занятия в других семестрах. Студенты пишут две письменные работы; на самостоятельное изучение также отводится достаточное большое количество часов, примерно того же порядка, что и объем аудиторных занятий.

Перечень основных областей и тем курса “Электронные библиотеки” является обобщающим и заключает весьма большой объем информации, рассчитанный на период не менее двух семестров.

Вследствие технического прогресса в области компьютерных технологий роль электронных библиотек в распространении знаний постоянно возрастает, поэтому изучению этого предмета в общем курсе библиотечно-информационных дисциплин следует уделять самое серьезное внимание, в том числе и в России.

Hosted by uCoz