Абтакабо А.М., Шлыкова О.В.

АНАЛИЗ WEB-САЙТОВ РАЗВИТЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ И
ИНФОРМАЦИОННЫХ ШКОЛ В СТРАНАХ АФРИКИ

Продвижение Интернет-технологии позволяет вузам широко представлять себя в Сети, открывая ресурсы своей школы и рекламируя ее направления деятельности.

Названия школ, в которых осуществляется подготовка библиотекарей, архивистов, документалистов для стран Африки, различны – Факультет библиотечного и информационного обучения, Институт библиотечной и информационной подготовки, Факультет библиотечной и архивной подготовки, Школа библиотекарей, архивистов и документалистов и др. Часть библиотечных программ функционирует в рамках смежных специальностей, например на факультете педагогики, факультете литературы, истории и философии. Соответственно отличаются и содержание программ обучения в этих школах, а также квалификация, присваиваемая выпускникам: бакалавр и магистр в области библиотековедения, бакалавр менеджмента в области библиотечного дела, средств коммуникации, журналистики, магистр информационной и коммуникационной подготовки и др.). Различны и способы “представления” вузов в Сети.

Существует специфика построения Web-сайтов, обусловленная их профилем. Пока не созданы стандарты и нормативные материалы, в которых были бы определены критерии, предъявляемые к web-страницам, посвященным, например культуре. Хотя общепринятые, “негласные” положения можно вынести, блуждая по Сети и анализируя работы, посвященные Web-дизайну. К ним обычно относят критерии, связанные: с содержательной стороной сайта, с технической стороной его организации, дизайном, его эксплуатационными особенностями. В целом сайт должен обеспечивать: глубину и полноту предоставляемого содержания, его научность и достоверность; легкость и простоту навигации, единый дизайн всех разделов; стабильность информационного наполнения и оперативность обновления предоставляемой информации, доступность страниц и внешнее оформление.

Некоторые вузы, например Мали, Берег Слоновой Кости не имеют электронных адресов, а также своих веб-серверов. Ряд школ ограничивается лишь “сетевым присутствием”, т.е. на их сайтах представлены только данные о структуре университета без детального раскрытия меню и гипертекстовых ссылок с родственными структурами. Часть сайтов выглядит в качестве буклетов, выставленных в Интернет. Это характерно не только для африканских сайтов, но и ряда российских. Показательны в этом смысле результаты конкурса библиотечных сайтов СНГ, проводимого Российской государственной библиотекой совместно с Британским советом и программой ТАСИС. В качестве примера можно привести два сайта Школы архивистов, библиотекарей и документалистов (Ecole des Bibliothecaires, archivistes et documentalistes) Дакарского университета. Один из них расположен на сервере университетской библиотеки по адресу: http://www.refer.sn/ sngal_ct/edu/usad/bu.htm. По нему не ясны ни открытые в вузе программы обучения, ни его статус, ни год открытия. Вместе с тем у Школы есть другой адрес на сервере университета – http://www.ebad.ucad.sn/ fad/f1/inscription, который вполне адекватно отражает направления деятельности Школы и соответствует требованиям современной рекламы вуза.

Образовательное пространство африканских стран формируется не без учета регионального компонента. Соответственно, образование в разных регионах, сайты университетов и других образовательных структур разные. Есть попытки к выработке единых подходов, стандартов, которые будут способствовать формированию единого образовательного пространства, но, как показывает анализ образовательных ресурсов африканских стран, региональный аспект имеет исключительное значение.

Наиболее успешно развиваются сайты библиотечных и информационных школ Университетов Южной Африки. Их более 20 в этом регионе. Успешен и сам процесс интернетизации в этих странах. Лидерство южноафриканских библиотечных школ связано еще и с тем, что они находятся под влиянием и финансированием США и других зарубежных стран, многие вузы осуществляют совместные проекты, поэтому их отличает более основательная технологическая оснащенность, современное программное обеспечение, инновационные образовательные и Web-технологии, позволяющие на должном уровне вести и свои сайты, и осуществлять информатизацию и интернетизацию в своих университетах.

Наряду с сайтами отдельных Школ библиотековедения и информационных наук африканских университетов нельзя не отметить наличие сайтов обобщающего характера, которые дают общее представление о библиотечных школах, курсах и программах, открытых при университетах отдельных стран и регионов. К числу таких сайтов следует отнести сайт, расположенный по адресу: http://www.db.dk/ dbi/internet/africa.htm. Данный проект создан усилиями ряда учреждений и не без поддержки международных организаций. На нем дана развернутая информация о существующих школах библиотечных и информационных наук всех континентов, в том числе и африканском, сведения о школе, об открытых программах и курсах, о ступенях обучения, сертификатах и дипломах, выдаваемых выпускникам, имеются контактные телефоны, факсы и в ряде случаев электронная почта.

Особую группу составляют сайты, посвященные виртуальным университетам и центрам, которые призваны обеспечивать непрерывность системы обучения, постоянную тягу к знаниям на протяжении всей профессиональной жизни библиотекарей, архивистов, документалистов, как и любых других категорий работников. К их числу относится сайт африканского виртуального университета, расположенный по адресу: http:// www.avu.org. Его разделы связаны с расписанием, работой учебного центра. Есть форум, где можно включиться в дискуссию по актуальным вопросам теории и практики обучения, “цифровая библиотека” со ссылками на полнотекстовые материалы, раздел “работа в AVU в африканском виртуальном университете” и др.

Анализ сайтов вузов, в частности библиотечных школ франкоязычных и англоязычных стран Африки, показывает, что все они разнородны и находятся на разных стадиях развития. Это объясняется и финансовыми возможностями вузов, и степенью поддержки международных организаций и зарубежных университетов, занимающихся проектами, в частности связанными с интернетизацией вузов Африки.

Некоторые сайты “заморожены” в связи с тем, что нет средств на дальнейшее развитие, а финансы, выделенные на начальный этап проекта, исчерпаны. Часть сайтов только в стадии становлении, особенно это касается франкоязычных стран Африки.

Hosted by uCoz