Блинова Л.Б.

ПРОБЛЕМА СООТВЕТСТВИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ НОВЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

На пороге ХХI в. концепция образования, длящегося всю жизнь приобретает ключевое значение. Она выходит за рамки традиционного различия между первоначальным образованием и непрерывным образованием. Это ответ на вызов, который бросает нам очень быстро изменяющийся мир. Необходимость возобновлять образование каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в личной и профессиональной жизни, приобретает все более насущный характер. В эпоху развития общества, основанного на информации, многократно умножающего возможности доступа к данным и фактам, образование должно дать возможность каждому пользоваться информацией, получить возможность ее сбора, отбора, упорядочения и использования.

Анализируя современный этап экономического развития нашей страны, мы забываем, что его необычность во многом связана с тем, что конец ХХ в. для всего мира стал эпохой информатизации. От общества индустриального человечество переходит к обществу информационному, в котором главной ценностью становится информация, ее доступность для каждого из нас.

Не существует сегодня человека, который не заметил бы произошедших в последнее десятилетие перемен в информационном мире. Современная техника, совершенные информационные технологии позволили прийти во многие дома персональным компьютерам, предоставили возможность выхода в широкое информационное пространство, обмениваться информацией, не взирая на расстояния и границы.

В наш стремительный век мы принимаем решения незамедлительно, и помогают нам в этом информация и новые системы коммуникации. Но тем не менее приходится сталкиваться и с проблемами: мир информации можно сравнить с бушующим морем, требующим для выживания специальных навыков и умений. Поэтому для помощи и ориентации в информационном мире нам необходимы специалисты. Что же это за специалисты?

Во-первых, это специалисты по созданию, эксплуатации, продаже и ремонту компьютерной техники и сопутствующей аппаратуры, те, кого обыденным языком называют специалистами по “железу”. Во-вторых, это специалисты по компьютерным технологиям и программному обеспечению, занимающиеся постановкой задач и разработкой компьютерных программ, их обслуживанием, адаптацией к реалиям конкретного контекста, а также построением локальных сетей и разработкой баз данных. В-третьих, это специалисты по телекоммуникационным системам, обеспечивающие широкий доступ к мировым информационным ресурсам. В-четвертых, это специалисты по интеллектуальной работе с информацией, и именно это направление остается самым непонятным не только для выбирающих специальность, но и для некоторых слоев работодателей, вкладывающих в понятие “специалист информационного профиля” только техническое содержание.

Для того, чтобы подготовить и выпустить в свет специалистов, востребованных на рынке информационных технологий, вузы сталкиваются со многими проблемами в профессиональной подготовке. Назовем несколько из них: отставание номенклатуры вузовских специальностей от постоянно меняющейся ситуации в социальной сфере; нехватка преподавательского состава, владеющего новыми тенденциями развития информационных тех-нологий; отсутствие стабильных, идущих в ногу со временем, учебных материалов, учебников и учебно-методических пособий; скудость средств на закупку современного научного и учебного оборудования и обновление учебно-лабораторной и материально-технической базы.

Нерешенных проблем очень много. Но решить их жизненно важно.

Hosted by uCoz