Беспалов В.М.

СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
“ПСИХОЛОГИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”

На нынешнем этапе развития библиотечно-библиографического образования ставится вопрос о формировании новых специализаций: “психология библиотечно-информационной деятельности”, “социология библиотечно-информационной деятельности”. В перспективе подобный подход ведет к становлению целого ряда специальностей: “библиотекарь-психолог”, “библиотекарь-социолог”, “библиотекарь-лингвист”, “библиотекарь-правовед”, “библиотекарь-технолог”, “библиотекарь-управленец” и т. п.

Это объективный современный подход. Однако для полноценной реализации перечень таких специализаций надо довести до уровня единого концептуально и логически завершенного ряда. В предложенном проекте образовательного стандарта концептуальная логика не завершена. Для ее завершения надо окончательно оставить позади наименования, порождавшиеся из прежнего долговременного спора о том, что правильнее закладывать в основание специализаций: отраслевой признак или функциональный с точки зрения внутрибиблиотечной организации труда. Кроме того, в будущих формулировках названий специальностей сам термин “библиотекарь” следовало бы модернизировать и искать его замещающий эквивалент типа информаналитик, информациолог, информациологист.

Что касается наполнения специализации “психология библиотечно-информационной деятельности” конкретными учебными дисциплинами, то здесь актуализируются несколько стратегических требований: недопущение дублирования с основными курсами “психология”, “общая психология”, “педагогика”, которые изучаются студентами ранее; раскрытие наиболее мощных достижений психологической науки и ее современных веяний; преломление объекта и предмета психологии к специфике деятельности информационного учреждения; оценка примерного соответствия фактического потенциала дисциплины количеству выделяемых на нее учебных часов; нахождение рациональной и логичной последовательности расположения дисциплин по курсам (3–5), обеспечивающей системность и преемственность материала, нарастание его сложности и снижение дублирования внутри самой специализации. Реализовать эти требования не получится, если пойти по пути простого наращивания и расширения текущих специальных дисциплин “психология чтения”, “библиотечная психология”, “психология и педагогика библиотечно-библиографической деятельности”. Потребуется формировать систему, состоящую из десяти (согласно расчасовке) новых дисциплин.

Предлагается следующая их последовательность.

1. Методика скорочтения.

2. Психология общения.

3. Речевая культура библиотекаря.

4. Психологические и социологические исследования.

5. Текстовое влияние и реклама.

6. Интерьер библиотечно-информационной среды.

7. Психология и педагогика читательских групп.

8. Психология литературно-художественного творчества.

9. Библиотерапия.

10. Психоанализ и индивидуальное консультирование.

Hosted by uCoz