Арзуханов А.С.

УЧЕБНЫЙ КУРС “ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ”
В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В учебном процессе на кафедре информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ с использованием научной, учебно-методической и технической базы ГПНТБ России широко применяются новые информационные технологии (НИТ) и персональные компьютеры (ПК), отрабатывается методика обучения студентов библиотечно-информационного факультета (БИФ).

Особое внимание уделяется организации и оформлению учебного пространства. В этой ситуации самым объемным и трудоемким процессом является создание учебной информационной среды: печатных учебных пособий и учебников, видео- и аудиотек, мультимедийных компьютерных и др. пособий.

В качестве примера успешного использования НИТ и телекоммуникационных средств в учебном процессе можно привести факт выхода в свет в конце 2001 г. учебного пособия “Электронные библиотеки” (Земсков А.И, Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки: Учеб. пособие для студентов ун-тов и вузов культуры и искусств и др. учебн. заведений.– М., 2001.– 72 с.).

Электронные библиотеки, как известно, создаются не только в библиотеках, но и в других структурах: научно-технических информационных центрах и средствах массовой информации, различных научно-исследовательских и академических институтах, вузах технического и гуманитарного профиля, государственных, муниципальных и местных органах управления, различных фирмах, компаниях и др. организациях. Вместе с тем, по мнению авторов, именно в библиотеках создание электронных библиотек наиболее показательно, ощутимо и немедленно приносит практическую выгоду пользователям.

Курс “Электронные библиотеки” разработан на кафедре информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ совместно с ГПНТБ России и прошел успешную апробацию в 2000/2001 учебном году. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специализации “Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах”.

В отечественной вузовской практике такое учебное пособие разработано впервые. Авторы ставят своей главной задачей восполнить важный пробел, имеющий место в современной учебной информационно-библиотечной теории и практике.

Отличительной особенностью данного учебного пособия является то, что в нем органично сочетаются теоретические, методические и организационные условия подготовки специалистов в системе информационно-библиотечного обучения в сфере НИТ и современных компьютерных и телекоммуникационных средств, тесным образом связанных с интеллектуализацией общества. Учебное пособие базируется на основе ведущей идеи теории учебника, учитывающего особенности учебного предмета, модульность и дифференциацию обучения, а также профессиональную направленность студентов. В таком виде оно преследует троякую цель.

Во-первых, оно стремится обеспечить обучающемуся студенту возможность приобрести комплекс знаний и умений, необходимых для пользования электронными ресурсами, практической организации работ в библиотеке, вузе, информационном центре по созданию собственных электронных ресурсов и обеспечению доступа пользователей к удаленным ресурсам. Во-вторых, учебное пособие в достаточной мере ориентирует студента в понятийном аппарате, используемом в курсе “Электронные библиотеки”, а также стремится обеспечить возможность изучения и понимания смысла и содержания различных монографических и периодических изданий, учебной литературы, которая во все возрастающей мере насыщается понятиями и символами НИТ и ПК и опирается в выводах на новый информационный аппарат и инструментарий. Таким образом, более глубокие и обстоятельные знания студенты могут почерпнуть из специальной литературы, в том числе и списка рекомендуемой литературы, которая дается в конце пособия как дополнительный материал для изучения. В-третьих, учебное пособие ставит своей задачей подвести студента как можно ближе к “переднему краю” овладения практическими навыками и умениями, например, в поиске удаленных ресурсов и их оценки с точки зрения удобства пользования; в составлении рекомендаций по тематическим электронным ресурсам; в подготовке электронного ресурса методом сканирования печатных материалов; в освоении процессов подготовки материала к публикации в Интернет и других проблем и достижений компьютерных технологий, которые еще не могут найти себе “место” в устоявшихся учебных руководствах и пока только начинают завоевывать это место в рабочем инвентаре гуманитарных наук.

Авторами учебного пособия “Электронные библиотеки” предполагается, что студенты, начинающие изучение данного курса, уже ознакомлены с основами информатики, проблемами автоматизации библиотек различных типов и элементами технологии телекоммуникаций. Курс состоит из 4-х основных разделов: I) Электронные библиотеки: определение, структура и классификация; 2) Электронные ресурсы; 3) Средства доступа к электронным ресурсам; 4) Социальная значимость электронных библиотек.

Эти четыре раздела включают 14 тематических лекций, 7 семинаров и 12 практических занятий (включая и контрольные работы).

По тематике данного курса студенты прослушивают лекции, участвуют в семинарских и практических занятиях, проходят производственную практику, сдают зачеты и экзамены, готовят и защищают курсовые и выпускные дипломные работы.

Методика изложения лекционного материала и проведения семинарских занятий позволяет использовать весь учебный материал для практического приложения и решения контрольных задач. Цели проведения практических занятий определяются в каждом отдельном случае следующими задачами: овладеть навыками поиска удаленных ресурсов и их оценки с точки зрения удобства пользования и составления рекомендаций по тематическим электронным ресурсам; овладеть практическими началами сканирования и обработки отсканированного материала; ознакомиться с процессами подготовки материала к публикации в Интернет.

В учебном пособии приводятся план проведения занятий, средства обеспечения и форма выполнения контрольной работы, методические рекомендации и,форма контроля.

Использование приведенных подсобных средств при проведении практических занятий обеспечивает непрерывную обратную связь студента с преподавателем на протяжении всего семестра обучения и индивидуальный подход преподавателя к каждому студенту. Основой такой организации практических занятий является работа студентов в Интернет-классе в аудиторное время по разбору задач по каждой теме под наблюдением преподавателя. Анкета Интернет-ресурса для практических занятий является анкетой оценки просмотренных сайтов и способом проверки выполнения контрольных работ и пособием при ответе студента. Все это дает возможность работы в индивидуальном темпе и без пропусков отдельных тем курса.

Учебное пособие “Электронные библиотеки” написано доступным для понимания языком, каждый раздел лекционных занятий сопровождается контрольными вопросами, в конце пособия приводится перечень рекомендованных тем курсовых и дипломных работ, перечень литературы, позволяющей студенту углубить свои знания по проблеме.

“Электронные библиотеки” – первое учебное пособие, созданное в начале XXI века – века информатизации. Несомненно, оно будет неоднократно переиздаваться и со временем дорастет до полноценного учебника.

Hosted by uCoz