Ардашева Г.Б.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Для выявления информационных потребностей студентов-первокурсников информационно-библиотечного факультета ЧГАКИ была использована анкета “Информация в моей жизни”, которую ежегодно заполняют студенты-первокурсники в рамках пропедевтической учебной дисциплины “Информационное общество”. Цель анкеты, жестко привязанной к курсу, заключается в выявлении информационного портрета будущего информатора, для того, чтобы опираться на него в последующем обучении студентов. Всего в 2000 и 2001 гг. было опрошено 72 человека. Итоги опроса показали, что большинство студентов не владеет навыками самостоятельного приобретения профессиональных и общенаучных знаний. Они проявили ярко выраженную и справедливую критичность по отношению к своей информированности. Лишь 7,2% первокурсников считают себя, владеющими информацией по широкому кругу вопросов. Остальные объясняют недостаточную информированность неумением планировать и эффективно использовать свое время, собственной ленью и безынициативностью. Только 6,9% студентов отметили, что надеются повысить свой культурный и общеобразовательный уровень за годы учебы в академии. Это тревожный сигнал, который нельзя оставлять без внимания.

В первую очередь студентам не хватает информации о городе и вузе, так как многие – иногородние. Большинство считают, что достаточно хорошо разбираются в бытовых вопросах, имеют необходимый минимум информации, касающейся здоровья, искусства, будущей профессии. Наименее информированы первокурсники в области политики, права и точных наук (66,6%).

Информационные интересы анкетируемых разнообразны. Было названо 75 тем из области быта, истории и культуры. Повторяются следующие темы: жизнь замечательных людей (80%), психология семейных отношений (6,9%), правила этикета (4,2%), кулинарные рецепты (2,7%). Особенностями студенческого возраста, времени становления личности и поиска идеалов объясняется интерес к жизни замечательных людей – названы Петр I, Екатерина II, Романовы, Николай II, С. Прокофьев, Г. Уланова, Александр Македонский, Наполеон, Людовик XIV, С. Дали, М. Тэтчер. Большинство студентов любит делиться информацией с окружающими (76,3%). В этом возрасте межличностное общение имеет огромное значение, завязываются дружеские связи, которые поддерживаются порой на протяжении всей жизни. Общение, наряду с телевидением и радио, является основным каналом получения и распространения информации в студенческой среде. Аналогичные данные были получены в исследовании РГЮБ “Молодой москвич-97”.

О будущей профессии первокурсники узнали из 11 источников. Среди них самыми популярными являются родители и родственники (30,5%), лекции по курсу “Введение в специальность” (16,6%) и “Справочник для поступающих в вузы” (10%). При этом многие имеют весьма смутное представление о будущих профессиональных обязанностях.

В ходе учебы каждому студенту приходится обращаться к справочным изданиям для подготовки рефератов, докладов, курсовых и т.д. Перечень справочников, к которым приходилось обращаться студентам, весьма скуден, всего названо одиннадцать изданий.

Сведения и факты окружают человека плотным кольцом, создавая вокруг него информационное поле. Это и телевизор, и радио, и газетная, журнальная информация. Наиболее оперативные источники получения информации – радио и телевидение. Практически все студенты (97%) слушают радио, чаще в утренние часы. Наиболее популярной радиостанцией является “Русское радио” (25 человек). Названы также “Европа Плюс”, “Радио Z”, “Интерволна”, “Маяк”, “Студия 1”, “L-радио”.

Газетную информацию предпочитают черпать в основном из “Комсомольской правды” (1/3 студентов), “Аргументов и фактов” (28%), “Московского комсомольца” (15%). 11 человек отметили, что регулярно просматривают газету “Книжное обозрение”. Хотелось бы думать, что на старших курсах таких будет гораздо больше.

Анализ анкет показал также, что первокурсники слабо знакомы с современной прозой и поэзией, их литературные пристрастия не выходят за рамки школьной программы. Наиболее популярны в студенческой среде классики XIX века А.С .Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Наиболее известными в студенческой среде являются: ученые (указаны без инициалов!) – Ломоносов, Менделеев, Ньютон, Мечников, Вернадский; актеры – Д. Харатьян, Ю. Никулин, О. Меньшиков, Д. Певцов, А. Збруев; певцы – повторяются лишь В. Высоцкий и Ф. Киркоров; художники – П. Пикассо, С. Дали, Леонардо да Винчи, Рафаэль, И. Шишкин.

Анализ ответов студентов позволяет сделать вывод, что большинство абитуриентов приходит в вуз со слабым общенаучным багажом, не сформированными интересами, не имеет привычки читать периодику, обращаться к справочным изданиям. Наверстывать упущенное, развивать, углублять и формировать у студенческой молодежи разносторонние интересы необходимо в стенах вуза.

Hosted by uCoz