Чуприна Н.Т.
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАКТИКА:
ПРОБЛЕМЫ СОПРЯЖЕНИЯ
Подготовку специалистов библиотечного дела для Белгородской области осуществляет Белгородский государственный институт культуры, открывшийся в 2000 г. на базе колледжа культуры и искусств и филологический факультет Белгородского государственного университета.
Принципы сотрудничества учебного заведения (БелГИК) и библиотек области основаны на взаимной заинтересованности в подготовке высококвалифицированных специалистов библиотечного дела.
Сотрудничество областной научной библиотеки с институтом культуры распространяется не только на учебный процесс, но и на прогнозирование потребности в кадрах, определение специализаций, мониторинг трудоустройства выпускников.
С учетом особенностей кадрового потенциала библиотек области (64 % библиотекарей имеют среднее специальное образование, 25 % – высшее) увеличен набор на заочное отделение ВУЗа по специальной программе с дифференцированными сроками обучения.
С учетом региональной специфики библиотек определен перечень специализаций – библиограф-краевед, библиотекарь-психолог, обслуживание правовой информацией и др.
На основе практических потребностей библиотек области, которые ведут летописи населенных пунктов и восстанавливают их историю, в 1997-1999 гг. колледжем культуры и искусства было подготовлено три группы библиотекарей-музееведов.
Подобная динамичность системы подготовки специалистов расширяет сферы их трудоустройства, делает профессию конкурентоспособной. Появился спрос на библиотекарей-музееведов из школ, с предприятий, имеющих или создающих свои музеи.
Главным элементом сопряжения библиотечного образования и практики является учебный процесс и научно-исследовательская работа.
Учебные занятия в рамках курсов по выбору (экономика, статистика в библиотечном деле, краеведение) ведут специалисты государственной универсальной научной библиотеки.
Библиотеки области и, в первую очередь, универсальная научная библиотека, являются базами учебной, производственной и преддипломной практики студентов. На базе Интернет-зала универсальной научной библиотеки проводятся практические занятия по информационным технологиям, в отделе искусств – занятия по мировой художественной культуре и т.д.
По заказу библиотеки на базе её ресурсов выполняются курсовые и дипломные работы, руководителями или рецензентами этих проектов выступают специалисты библиотеки.
В свою очередь, материалы, полученные в процессе студенческих исследований, находят применение в учебном процессе. Так было с дипломными проектами “Рекламная деятельность библиотеки”, “Информационное обеспечение специалистов области на примере Белгородской государственной универсальной научной библиотеки”, “Формирование информационных ресурсов краеведения – важное направление региональной культурной политики”.
Директор универсальной научной библиотеки является членом государственной экзаменационной комиссии.
Активные формы продвижения книги в библиотеках используются студентами в качестве практических занятий, участие в этих мероприятиях дает возможность приобретения необходимых навыков, адаптации в аудитории.
Специалисты библиотеки и преподаватели института совместно анализируют эффективность и соответствие методическим требованиям библиотечных форм досуговой и просветительской работы, разрабатывают методики новых форм работы с книгой.
Специалисты научной библиотеки и института культуры взаимодействуют при проведении научно-практических конференций библиотечной и культурологической тематики, областных совещаний по вопросам развития библиотечного дела, преподаватели вуза ведут занятия на курсах повышения квалификации библиотекарей, выступают на региональных и межрегиональных библиотечных семинарах.
Процесс подготовки библиотечных специалистов происходит в атмосфере многоаспектного сотрудничества библиотекарей-практиков и преподавателей института культуры с использованием новых методик и технологий, что является хорошей основой для повышения уровня подготовки специалистов библиотечного дела в Белгородской области.