Чачко А.С.

ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ БИБЛИОТЕКАРИ ПРОФЕССИЕЙ? - ДА.

Положительный ответ на вынесенный в заглавие вопрос, казалось бы, очевиден после публикации статьи Ю.Н. Столярова “Профессия библиотекаря. Почему ее выбирают?” (1977). Это подтверждается и четкими формулировками “Справочника библиотекаря” под редакцией А.Н. Ванеева и В.А. Минкиной (2001). Но косвенные аргументы не развеивают сомнения, требуется ответ по существу.

В самосознании библиотекарей, как крупной международной профессиональной группы, существуют символы, обозначившие их становление как профессии. Речь идет о таких научных фактах ХIХ в., как введение термина “библиотековедение” Мартином Шреттингером и публикация статьи “Профессия” Мелвила Дьюи.

В первой половине 90-х гг. в совете Московского университета культуры были защищены две докторские диссертации, посвященные библиотечной профессии. Таковы некоторые предпосылки обсуждаемого вопроса.

Что касается общей теории профессий, по которой они оцениваются, то ею занимаются социология и психология труда. Обобщая определения этих наук, отметим, что комплексы фрагментов той или иной деятельности появляются и функционируют как этапы (допрофессиональный и переходный), а затем становятся профессией, выделяясь из других видов труда при наличии содержательных предпосылок: самоосознание и стремление к самоидентификации относительно других профессиональных групп; теоретическое обоснование своего труда, круга обязанностей и связей с обществом как особых, отличающихся от других профессий; организация подготовки кадров как специального образования в учебных заведениях по установленным санкционированным профессионалами требованиям; объединение в профессиональные ассоциации для утверждения в обществе мнения о своей деятельности, как не-обходимой; для ее популяризации; получение заработной платы за выполнение профессиональных обязанностей.

Очевидно, что библиотечная профессия соответствует перечисленным требованиям, но характеризуется и некоторыми особенностями: имеет интеллектуальный характер; руководствуется принципом персональной ответственности за выбор способов и методов действий и за суждения; основана на фундаментальных научных знаниях, которые могут быть переданы желающим приобщиться к профессии; имеет практическое применение; организована в ассоциации специалистов для решения профессиональных задач, а также для защиты корпоративных интересов, направленных на утверждение культуры, образования, развитие читателей и обеспечение культурно-информационных потребностей общества; имеет альтруистическое содержание: заботу о каждом, кто обращается к профессионалу.

Генетической особенностью библиотечной профессии является ее многофункциональность, в которой определенным образом отражается стремление соответствовать универсальности запросов общества.

В ситуационном плане и под влиянием “прогнозистов” библиотека некоторое время была объектом несправедливых нападок: ее обвиняли в архаичности, в неспособности к трансформации, в том, что она создает препятствия на пути автоматизации, “проспала” компьютеризацию и т. п. Реальная практика опровергла эти мифы. С изменением материально-технической базы, появлением персональных компьютеров в национальных, областных, публичных, вузовских, детских, юношеских библиотеках, с подключением их к Интернет резко увеличилось количество пользователей и одновременно обнаружились негативные характеристики, в частности хаотичность информации в “магистралях” и “паутинах”. Библиотекари с их классической подготовкой, опытом и нацеленностью на интересы читателей, воспитанные в учебных заведениях и трудовых коллективах, включились в освоение новой техники, новых носителей, новых технологий и новых правил. Они справились со сложной задачей практического перехода в информационное общество. Готовя и упорядочивая информацию, помогая пользователю в ее поиске, обучая его компьютерной грамотности, осваивая обслуживание удаленных невидимых юридических и физических лиц, библиотекари не только подтвердили, но и расширили свою профессиональную компетенцию, а также репутацию “клея для системы”.

В этих условиях обозначились прежде неявные, но присутствующие профессионально-личностные качества: диалогичность мышления и владение метазнаниями, развивающиеся у библиотекарей в профессионализации по типу “человек-человек”. Именно это обстоятельство отличает комплектатора, каталогизатора, организатора фондов в библиотеке от их собратьев в архиве, музее, которые профессионально анализируются по типу “человек-знак”. В целом же как “документные системы” наши профессии схожи. Но библиотека не только документная, а и информационная, образовательная, досуговая, просветительская система, а также система обслуживания, технологическая система, релаксационная система и т. д. В целом, если говорить о предназначении, библиотека – своеобразная социально-педагогическая система.

Новейшая библиотечная практика подтверждает этот тезис. Под влиянием идей гуманизма и демократии общества развивается социально-педагогического направление профессии: привлечение и обслуживание читателей, по разным причинам не посещавших библиотеки, хотя очень нуждавшихся в их помощи, т. н. “социально уязвимых” групп “с ограниченными возможностями”. Их оказалось так много и они столь разнообразны, что работа с ними потребовала специальных методик. В связи с реорганизацией системы образования, расширением самостоятельной работы учащихся и студентов, применением новых образовательных и информационных технологий школьные и вузовские библиотеки из вспомогательных служб становятся структурами, непосредственно участвующими в подготовке кадров.

Новую социальную роль выполняет библиотекарь и в управлении, которое существенно трансформируется. Менеджер - высококлассный профессионал (библиотековед и организатор), способный к деятельности в условиях неопределенности. Одной из центральных задач менеджера становится управление изменениями.

Это означает: поддержание функционирования библиотеки как традиционной (стабильность ее структур, функций и взаимосвязей в интересах читателей); управление изменениями (преобразованиями), самотрансформацией библиотеки, без нарушения ее целостности, связанной с предназначением в обществе; квалифицированное реагирование на обстоятельства и ситуации, угрожающие устойчивости библиотеки и ее трансформации.

Переход от традиционной библиотеки к цифровой требует внимания профессионалов к сохранению баланса между непреходящими базовыми ценностями и необходимой модернизацией библиотеки. Актуализация библиотечной профессии в информационном обществе способствует продуцированию специальностей: и классических, и новых, и новейших, ввиду расширения общей компетенции.

“Библиотекарь” – это и должность, и квалификация, и статус. Но и обобщенное название профессии, характерное и для других массовых гуманитарных профессий (“врач”, “учитель”), на каждую из которых (в профессиональных пределах) работают многие группы специалистов. Не следует игнорировать и практику коллег в англоязычных и германоязычных странах, где понятие “библиотекарь” также обобщает профессию. Отличие состоит в том, что на должность, включающую это слово (“библиотекарь”, “старший библиотекарь”) назначаются только профессионалы. “Главный библиотекарь”, как известно, равнозначно “директору” в крупнейшей библиотеке мира.

Hosted by uCoz