Трапезникова Л.В.

ЕЩЕ РАЗ О ГОСе ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
“БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ И БИБЛИОГРАФИЯ”

В федеральном компоненте стандарта закреплены жесткие требования к профессиональной образовательной программе, обязательные для всех вузов. Наряду с этим стандарт оставляет относительную самостоятельность региональным вузам и создает им условия для творчества и реализации новых, оригинальных разработок, учитывающих региональные особенности и потребности в кадрах.

Региональная особенность вузов нашла свое отражение и в дисциплинах специализаций. Набор специализаций обуславливается прежде всего спецификой региональных потребностей, способностью вуза обеспечивать их профессорско-преподавательским составом и другими факторами. Актуализация тех или иных проблем в библиотечном деле неизбежно влечет за собой изменение содержания перечня специализаций.

При разработке нового поколения стандартов появилась возможность поднять на уровень специальностей или квалификаций некоторые специализации. Прежде всего возникает вопрос: специальность или квалификация? Нам кажется более правомерным второй подход, так как библиотека является важнейшим социальным институтом и требует подготовки специалистов, основанной на изучении общепрофессиональных дисциплин с дальнейшей дифференциацией по отдельным направлениям квалификации.

Рассмотрим преимущества и недостатки такого подхода на примере специализации “Технологии информационно-поисковых систем” внутри специальности “Библиотековедение и библиография”. Анализ набора дисциплин показывает, что отдельные компьютерные технологии нужны всем библиотекарям-библиографам независимо от того, в каких отделах и на каких рабочих местах они будут работать. В то же время в библиотеках нужны специалисты, знающие не только профессию (машиночитаемая каталогизация, автоматизация процессов формирования библиотечных фондов, информационный мониторинг и др.), но и библиотекарь, глубоко и профессионально владеющий технологией АИБС, т.е. специалист с квалификацией “Технолог автоматизированных библиотечно-информационных систем”.

Молодое поколение должно быть не только адаптировано к техногенным процессам, уметь общаться с читателями по электронным каналам, но современная библиотека нуждается в специалистах, специально подготовленных в области автоматизированных библиотечно-информационных технологий.

Hosted by uCoz