Баранов В.М.

ОБ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ

ФАКУЛЬТЕТЕ МГУКИ И ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА “АСОД”

Учебный курс “Аналитико-синтетическая обработка документов” (АСОД) составляет сердцевину профессиональной подготовки библиотечно-информационных специалистов высшей квалификации. В МГУКИ этот предмет читается на 1 и 2 году обучения.

Как известно, АСОД включает комплекс процедур по обработке документов с целью получения конечного продукта: библиографической записи. Это процедуры:

1.Составления библиографического описания.

2. Присвоения шифра хранения каждому документу.

3. Предметизации.

4. Классификации документов.

5. Аннотирования документов.

6. Выборки ключевых слов из текста аннотации.

7. Подготовки БЗ к вводу в компьютер.

При обучении процедурам АСОД возникают серьезные трудности, вызванные неподготовленностью студентов к восприятию этого курса.

Наиболее принципиальные из них:

А. Отсутствие

  1. Общенаучной.
  2. Предметной (т.е. по отрасли знания) подготовки.
3. Лингвистических.

4. Логических.

5. Психологических.

6. Философских.

7. Науковедческих.

8. Педагогических.

9. Документоведческих и полиграфических знаний.

Б. Отсутствие математических знаний по:

1. Теории множеств и комбинаторике.

2. Теории вероятностей.

В. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для подготовки БЗ к вводу в ЭВМ.

Мероприятия по перестройке учебного процесса с целью его приближения к требованиям курса “АСОД”:

Первый вариант перестройки:

1. Изменяется порядок приема в Университет на библиотечно-информационные специальности: принимаются лица, имеющие высшее специальное образование (т.н. предметники). Назовем такой тип абитуриентов – тип “П”.

2. Учебные курсы делятся на две категории:

·базовые;

·профилирующие.

Базовые курсы читаются в первые годы обучения. В них входят:

Дисциплины общенаучной подготовки:

·история цивилизаций;

·науковедение;

·история техники и технологий;

·история культуры;

·педагогика;

·русский и иностранный языки;

·художественная литература;

·философия;

·психология;

·логика.

Дисциплины специальной научной подготовки:

·документоведение;

·полиграфия;

·курс общей лингвистики;

·математика:

а) теория множеств и комбинаторика;

б) теория вероятностей;

·компьютеры, компьютерные технологии.

На старших курсах читаются профилирующие учебные дисциплины:

·курс “Библиографическое описание”;

·способы расстановки документов в фонде;

·систематизация документов (предметизация, классификация);

·методы аннотирования, реферирования, составления обзоров;

·методы индексирования (выборки ключевых слов).

Второй вариант перестройки:

Порядок приема абитуриентов остается прежним (тип абитуриентов “В).

В состав базовых учебных курсов “Дисциплины специальной научной подготовки” включаются курсы по отраслевой (предметной) специализации.

Предложения по остальным предметам остаются, как в первом варианте.

Третий вариант перестройки:

В Университет на библиотечно-информационные специальности принимаются абитуриенты типов “П” и “В”. Их подготовка осуществляется по первому и второму варианту соответственно.

Hosted by uCoz