ОБ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ
ФАКУЛЬТЕТЕ МГУКИ И ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА “АСОД”
Учебный курс “Аналитико-синтетическая обработка документов” (АСОД) составляет сердцевину профессиональной подготовки библиотечно-информационных специалистов высшей квалификации. В МГУКИ этот предмет читается на 1 и 2 году обучения.
Как известно, АСОД включает комплекс процедур по обработке документов с целью получения конечного продукта: библиографической записи. Это процедуры:
1.Составления библиографического описания.
2. Присвоения шифра хранения каждому документу.
3. Предметизации.
4. Классификации документов.
5. Аннотирования документов.
6. Выборки ключевых слов из текста аннотации.
7. Подготовки БЗ к вводу в компьютер.
При обучении процедурам АСОД возникают серьезные трудности, вызванные неподготовленностью студентов к восприятию этого курса.
Наиболее принципиальные из них:
А. Отсутствие
4. Логических.
5. Психологических.
6. Философских.
7. Науковедческих.
8. Педагогических.
9. Документоведческих и полиграфических знаний.
Б. Отсутствие математических знаний по:
1. Теории множеств и комбинаторике.
2. Теории вероятностей.
В. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для подготовки БЗ к вводу в ЭВМ.
Мероприятия по перестройке учебного процесса с целью его приближения к требованиям курса “АСОД”:
Первый вариант перестройки:
1. Изменяется порядок приема в Университет на библиотечно-информационные специальности: принимаются лица, имеющие высшее специальное образование (т.н. предметники). Назовем такой тип абитуриентов – тип “П”.
2. Учебные курсы делятся на две категории:
·базовые;
·профилирующие.
Базовые курсы читаются в первые годы обучения. В них входят:
Дисциплины общенаучной подготовки:
·история цивилизаций;
·науковедение;
·история техники и технологий;
·история культуры;
·педагогика;
·русский и иностранный языки;
·художественная литература;
·философия;
·психология;
·логика.
Дисциплины специальной научной подготовки:
·документоведение;
·полиграфия;
·курс общей лингвистики;
·математика:
а) теория множеств и комбинаторика;
б) теория вероятностей;
·компьютеры, компьютерные технологии.
На старших курсах читаются профилирующие учебные дисциплины:
·курс “Библиографическое описание”;
·способы расстановки документов в фонде;
·систематизация документов (предметизация, классификация);
·методы аннотирования, реферирования, составления обзоров;
·методы индексирования (выборки ключевых слов).
Второй вариант перестройки:
Порядок приема абитуриентов остается прежним (тип абитуриентов “В).
В состав базовых учебных курсов “Дисциплины специальной научной подготовки” включаются курсы по отраслевой (предметной) специализации.
Предложения по остальным предметам остаются, как в первом варианте.
Третий вариант перестройки:
В Университет на библиотечно-информационные специальности принимаются абитуриенты типов “П” и “В”. Их подготовка осуществляется по первому и второму варианту соответственно.