Сударикова Е.П.

К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ

Уже несколько лет на страницах специальной периодики, на конференциях и форумах российского библиотечного сообщества идет дискуссия о содержании и качестве подготовки кадров высшей квалификации по специальности 052700 “Библиотековедение и библиография”.

Принципиально важным является тот факт, что сегодня в обсуждении ГОСа по специальности принимают участие как преподаватели вузов культуры и искусств, так и библиотекари-практики, а также специалисты, работающие в системе образования. Хочется верить, что результатом столь крупномасштабного обсуждения проблемы явится стандарт нового поколения, способный обеспечить выпускников фундаментальной подготовкой для творческой, быстро развивающейся деятельности в сфере библиотечных и информационных услуг.

Глобальная информатизация общества уже оказала свое воздействие на практику деятельности библиотек, информационных центров, на менталитет потребителей информационных продуктов и услуг. Предлагаемое сегодня название направления подготовки библиотечно-информационных кадров высшей квалификации “Библиотечно-информационные ресурсы” многоаспектно отражает суть современной деятельности, так как включает такие понятия как организация и управление библиотечно-информационными ресурсами, создание информационных продуктов и услуг, знание своего читателя и его информационных потребностей, разнообразные формы и методы работы с различными категориями читателе (от детей до ученых-исследователей), т.е. всю совокупность документных (печатных и электронных), технических средств, и человеческих ресурсов, участвующих в деятельности библиотек и информационных центров.

Введение указанного направления позволит решить проблему общепрофессиональной фундаментальной подготовки в сочетании с ее вариативностью и открытостью. Исходной посылкой при создании ГОСа должно быть осознание того, что основу профессии составляет, прежде всего, аналитическая деятельность в сочетании с владением современных информационных технологий. Без того и другого сегодня невозможно работать в библиотеках любого типа и вида, а также ни в одной информационной службе.

Интегративные процессы, которые отражаются в названии направления, не исключают и некоторой дифференциации в подготовке кадров, которая, думается, в дальнейшем будет усложняться. В современных условиях ни один специалист, пусть даже самой высокой квалификации, не может одинаково профессионально осуществлять свою деятельность в многомерном и многофункциональном пространстве библиотечно-информационной практики.

Наравне с общепрофессиональной фундаментальной подготовкой по специальности “Библиотековедение и библиография” представляется возможным введение ряда квалификаций, над характеристикой которых и работает сегодня ряд вузов страны. Предполагается ввести следующие квалификации: библиотекарь-библиограф, референт-аналитик, технолог автоматизированных библиотечно-информационных систем и менеджер. В дальнейшем круг квалификаций может расширяться и изменяться в связи с развитием отрасли.

Однако в связи с этим встает ряд, пока еще, не решенных проблем, а именно, есть ли в номенклатуре должностей соответствующие квалификации? Как будут трудоустраиваться наши выпускники? Расширяться или сузятся возможности их трудоустройства? Проблема создания ГОСа высшего профессионального образования естественным образом влечет за собой и решение проблемы подготовки специалистов среднего звена, и введение квалификационных характеристик по специальности в системе среднего профессионального образования.

Итак, вузами культуры и искусств страны, и прежде всего, МГУКИ, СПбГУКИ и КемГАКИ проделана большая работа по созданию нового профессионального образовательного стандарта по специальности “Библиотековедение и библиография” и тем не менее мы находимся лишь в начале этого трудного и ответственного пути, ко-торый должен быть завершен к 2003 г.

Hosted by uCoz