Соляник А.А.

РЕЗЕРВЫ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО НАПОЛНЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ “БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД”

Десятилетие, минувшее со времени выхода в свет фундаментального учебника Ю.Н. Столярова “Библиотечный фонд” (М., 1991), ознаменовано серьезными новациями в теории и технологии формирования библиотечных документных ресурсов. Систематизация новых фондоведческих знаний и дополнение ими содержания базовой учебной дисциплины “Библиотечный фонд” является сегодня важнейшим условием качества подготовки библиотечных специалистов высшей квалификации.

Содержание теоретических разделов вузовского курса “Библиотечный фонд” необходимо обогатить последними разработками в области библиотечного фондоведения, документоведения и документологии как обобщающей для всех специальных документоведений метанауки о существенных свойствах, закономерностях, причинно-следственных связях, определяющих характер функционирования и развития документа как средства коммуникации. Тысячелетняя эволюция библиотечного фонда подтверждает, что как открытая саморазвивающаяся система он гостеприимен к любым носителям документированной информации – от глиняных табличек до гипертекстов. Нынешнее активное освоение библиотеками электронных видов изданий стало импульсом к изучению специфических свойств и статуса документа как объекта формирования библиотечного фонда, установлению взаимодействия библиотечного фондоведения со смежными науками, их взаимообогащению новыми фактами и идеями.

Знаменательно, что в минувшее десятилетие наиболее существенный вклад в разработку документологии внесли работы специалистов в области библиотечного фондоведения и библиографоведения. Их теоретические достижения зачастую опережают запросы библиотечной практики и могут не найти в ней сиюминутного применения, но они позволяют предвидеть и прогнозировать основные направления развития библиотеки как документально-коммуникационного института, поэтому их освоение будущими специалистами библиотековедческого профиля является обязательным.

Полноценное содержательное наполнение теоретических разделов дисциплины “Библиотечный фонд” предполагает дополнение их материалом о статусе библиотечного документа, месте, функциях, взаимосвязях библиотечных ресурсов с генеративными, транзитными и терминальными документальными системами, национальной и глобальной электронной библиотекой. В свете появления в библиотеках подфондов сетевых и автономных электронных документов уточнения и дальнейшей разработки требуют теории отбора и ядра библиотечного фонда, критерии оптимального соотношения в нем традиционных и электронных носителей информации, показатели эффективности дистанционного доступа вместо владения документом. Не менее важным является усвоение студентами концепции и организационно-технологических механизмов координированного создания и кооперативного использования распределенного библиотечного фонда, объединенного локальными и глобальными компьютерными сетями.

В существенных дополнениях нуждается раздел технологии формирования библиотечного фонда, в структуре которого целесообразно выделение самостоятельного объемного блока вопросов, посвященных освоению возможностей наиболее распространенных отечественных автоматизированных библиотечных систем относительно заказа, учета, обработки, предоставления в пользование библиотечных документов. Параллельно с овладением традиционными технологиями комплектования и организации фонда студенты должны научиться отбирать и приобретать документы в электронных книжных магазинах и подписных агентствах, применять методы мониторинга ассортимента интегрального цифрового рынка издательской продукции, создавать элементы электронного справочного аппарата в помощь комплектованию с гиперссылками на web-адреса профильных издательств, генераторов баз данных, других источников документоснабжения, знать о преимуществах и условиях участия в консорциумах по комплектованию издательской продукции.

Также важно познакомить будущих библиотекарей с технологиями оцифровки объектов хранения библиотечного фонда, научить оценивать эффективность использования цифровых документов в условиях постоянной модернизации носителей и форматов записи информации. Отдельная тема курса должна быть посвящена уникальным свойствам и особенностям жизненного цикла web-издания как объекта формирования библиотечного фонда, давать студентам знания о технологии организации депозитария Интернет-изданий на специально выделенном библиотечном сервере. Объем подраздела о сохранности библиотечного фонда необходимо обновить, дополнив наиболее значимым материалом из последнего издания учебно-методического пособия Ю.Н. Столярова “Как сохранить библиотечные фонды” (М., 2001). При модернизации содержания раздела об управлении библиотечным фондом полезно использовать наработки специалистов в области теории библиотечного менеджмента.

Постоянное совершенствование содержания подготовки по дисциплине “Библиотечный фонд” в конечном итоге будет способствовать усилению роли библиотеки как самой мощной и наиболее доступной документально-коммуникационной системы, обеспечивающей эффективный доступ как к традиционным, так и к новейшим видам документов, квалифицированно отобранным в соответствии с потребностями пользователей.

Hosted by uCoz